Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Разные новости

Sunday, 01 April, 23:04, don-beaver.livejournal.com
1. Вышла книга про академика Фридмана, куда я написал большую статью про историю нашей с ним работы по спутникам Урана: http://read.ru/id/2228345/

2. Получил вчера по почте книгу «Звездный витамин». И сегодня уже прочитал – свежим взглядом. Очень хорошо получилось! Художник Кирилл Гарин молодец, и консультанты здорово помогли – и научность отследили, и интересные факты подсказали.Бумага очень неплохая и качество издания в среднем – отличное. С бодрым настроением буду работать над второй книгой. Уже двое консультантов отозвались, учёл их поправки и жду отклика от других.

3. Читатель прислал ссылку, спасибо ему, про еще один удар по теории мегаимпакта образования Луны: http://news.sciencemag.org/sciencenow/2012/03/findings-cast-doubt-on-moon-orig.html?ref=hp
Суть такая – если Луна образовалась в мегаимпакте Теи с Землей, то в Луне должно быть 40% вещества из Теи. Значит, изотопный состав элементов Луны и Земли должен быть неодинаков. Когда он оказался одинаковым для кислорода с Луны и Земли – это объяснили переносом газообразного кислорода с Земли на Луну. Сейчас космохимики доказали, что изотопный состав совпадает для титана. Но я уверен, что фанатики мегаимпакта быстренько придумают титановый пар, чтобы сохранить свою кормовую нишу. А вот кто из вас сможет внятно объяснить – в каких космических телах и как возникает разница в изотопах, например, титана?

4. Прилагаю ниже статью Евгения Леонидовича Ченцова, доктора наук, видного астронома, сотрудника Специальной Астрофизической Обсерватории на Кавказе, которую он опубликовал в прошлом году в республиканской газета «День республики» и только недавно мне прислал. Лично с автором не встречался и не дружил, только переписываюсь в последние месяцы. Кто интересовался – что думают про «Астровитянку» настоящие профессионалы – вот можете почитать.

ЕЩЕ О ЧТЕНИИ

Нейдет из головы заметка одиннадцатиклассницы В.Ситниковой «А все-таки мы читаем»
(ДР от 16 апреля с.г.). Самооценка на основе опроса сверстников. Приведено и внешнее
впечатление: «считается, что нынешняя молодежь не читает художественную литературу
вообще». Дополню его количественной оценкой из отчета Международной ассоциации
чтения, обследовавшей читательские навыки и начитанность школьников 32-х
экономически развитых стран. Российские подростки оказались на 27-м месте –
действительно «все-таки»! «Тупые американцы» на 15-м, на 1-м финны (педвузы
Финляндии кроме учителей-предметников готовят специальных учителей чтения).

В заметке очерчен и круг чтения. Мне он неведом, и я, пожалуй, войду в него. И даже не
с пустыми руками. Влада любезно представила наиболее популярных авторов, и с
помощью интернета я познакомился с «Сумерками» Стефани Майер и «Ловушкой для
героя» Тамары Крюковой.

М.Волошин признавался: книга что-то дает только тогда, когда отрываешься от нее и
задумываешься о своем. В «Сумерках», например, американская школа – «герой»
второстепенный, скорее лишь декорация, но мне приятно было узнавать ее приметы.
Вот Белла получает листок с индивидуальным расписанием. Там нет нашего понятия
класса, ученики одного потока по разным предметам учатся на разных уровнях. Поясню
на примере языка и литературы в одной из школ восточного Массачусетса. Это место –
«душа Америки», сюда в 1620-м году занесло «Мэйфлауэр» с пилигримами… Уровней
пять и на каждом еще веер программ - под разные склонности и способности. Верхний
уровень не для отличников, а для «теоретиков»: там пишут эссе по Шекспиру и
Достоевскому, на нижнем, сугубо практическом – газетный репортаж. На среднем уровне
курсы на выбор: «Человек – человеку» («выбирай его, если тебе не хватает слов и ты
чувствуешь, что становишься молчальником!»), «Футурошок» (литература, готовящая к
столкновению с будущим), «Я шпионю» (детектив с выходом в реальную внешнюю
политику). Есть и то, о чем у нас речь,- «Бегство в фантастику» («через мир хоббитов и
Маленького принца» - к важнейшим и реальнейшим вещам: любви, дружбе, верности,
взаимоуважению»).

Шедевры Толкина и Сент-Экзюпери и книги второго ряда, та «литература современных
писателей», которую выбирает поколение Влады,- фэнтези, самая ходовая сегодня
разновидность фантастики. А есть еще и научная («твердая») фантастика, и она недавно
обогатилась интереснейшей трилогией Николая Горькавого «Астровитянка». Автор –
мой коллега, известный астроном и, как оказалось, отличный писатель. Подарил мне
книгу другой коллега, Тимур Крячко, который несколько лет просидел у нас на горе и
на наших глазах превратился из любителя в профессионала-наблюдателя экстра-класса.
В ноябре прошлого года он открыл – впервые в истории отечественной астрономии –
потенциально опасный астероид.

Вообще-то Тимур всего лишь сообщил, что вещь стоящая и доступная для чтения в
интернете, но настаиваю – это был подарок. Теперь и я таким же способом ее
раздариваю. А бумажную книжку впервые подержал в руках в Республиканской детской
библиотеке, на обсуждении «Астровитянки» с девятиклассниками школы №2.
Сотрудница библиотеки Любовь Хусеевна Хубиева уже несколько лет приобщает этих
ребят к искусствоведческой и художественной литературе (чем не учитель чтения?),
и я порадовался их отзывчивости на мысли автора и переживания его героев.

Мне «Астровитянка» была рекомендована как увлекательный детектив с ценным
набором научно-популярных вставок, и я приготовился выковыривать их, как изюмины
из булки. Но, начав читать, тут же забыл об этом, потому что оказался в живом, не
расчленяемом мире с очень симпатичными и как будто давно знакомыми людьми. И
даже просто знакомыми, Тимур Крячко - один из них, он и в далеком будущем занят
любимым делом, руководит молодежной обсерваторией, располагающей сетью
телескопов на Земле, Луне и даже на окраинах Солнечной системы. Основных же
героев три.

Никки Гринвич, ребенком лишившаяся родителей, покалеченная и запертая на
астероиде. Точнее, в уцелевшем жилом отсеке врезавшегося в астероид космического
корабля. На планетке Маленького принца травы и деревья каким-то чудом растут в
открытом космосе, у Никки – под куполом оранжереи. Зелень – пища и источник
кислорода, когда оранжерею повреждает метеорный рой, Никки едва не погибает.
Спасает ее – и тогда, и потом, среди людей - то, что она «мутант по гену любопытства».
Вероятно, переродившегося у нее в любознательность, которая, по Далю,- «желание
поучаться» (а любопытство, напротив, - нежелание). Другой ее талант – быть
счастливой. Она похожа на героиню Николая Чуковского, названную им
«Девочка Жизнь». Маленькому принцу «очень не хватало друга». У Никки он есть,
это компьютер, по праву носящий человеческое имя Робби. Он для нее и отец, и
лекарь, и учитель. А потом – на всю жизнь - приходит Джерри. Влада пишет об
«идеальном парне, нежном и добром, сильном и смелом, красивом и жутко
романтичном.» Все это (кроме жути – не вампир все-таки) есть и у Джерри, но мне
довольно и одной его отзывчивости. Вот пара строк из сцены его объяснения с Никки:
«- Ты потерял ко мне интерес?..
-…Тюкать еле ожившего ребенка своими переживаниями?... Это было бы просто
свинством. Все мои эмоции – ничто по сравнению с твоей жизнью и счастьем…»

Сюжетно, т.е. формой, а не содержанием, «Астровитянка» схожа с «Гарри Поттером»:
элитная школа, сиротство и уникальность героя, тайна его преследования. Но по
содержанию это «анти-поттер»: ничего волшебного, никакой магии и мистики. В
Хогвартсе летают на метлах (волшебных, разумеется!), в Школе Эйнштейна – на легких
крыльях, просто потому, что тяжесть на Луне в 6 раз меньше земной. «Согласно теории
ломаного пространства... Если учесть угол отклонения квантовых пучков…» - эта
наукообразная белиберда из «Ловушки для героя». Ничего подобного в «Астровитянке»,
конечно, нет, все факты и идеи совершенно достоверны. Они относятся к астрономии,
физике, биологии, социологии и к объединяющему все это системному мышлению.
Это не «научные отступления», они не отвлекают, вся книга – сплошной вдохновенный
гимн мышлению. Мысль побеждает бездумье и алчность, богатое и драчливое зло.

У Стругацких будущее – коммунизм. У Горькавого… Впечатляющий научно-технический
прогресс, города на Луне, виноградники на Марсе, обитаемые спутники Юпитера и
Сатурна, но достаточно состоятельные люди уже не простые олигархи, а короли и
королевы, а их наследники – принцы и принцессы. Уже нет армий и войн, но
терроризм еще свирепствует. Одна из династий стремится переделать мир под себя.
Убийство родителей Никки и Джерри, охота на них самих – детали зловещего проекта.
Они ученые, и их открытия предлагают цивилизации не ту дорогу, которая ей
намечена. Никки в инвалидной коляске смотрится как символ искалеченного
человечества. (Слабый отголосок: особняк в Кисловодске, образец высокого модерна –
новый хозяин заменил мелкие переплеты окон стеклопакетами, и дом ослеп.)

Я отличаю хорошую фантастику от плохой по наличию-отсутствию в ней «туннельного
эффекта». Без него не светило бы Солнце. В недрах его не настолько горячо, чтобы
ядра водорода могли брать разделяющие их потенциальные барьеры и сливаться в
ядра гелия. Но частица «туннелирует» сквозь барьер. Подобный эффект связывает и
вымысел с реальностью. Телевизор доносит мнение Патриарха Кирилла о Чернобыле:
«Господь мог и остановить руку оператора», а туннель – реплику Никки: а его
собственный головной мозг не мог?..

Еще один, злободневный, пример. Наш ЕГЭ и конкурс поступающих в Школу Эйнштейна.
Конкурс – грандиозное шоу, по накалу страстей, подогреваемых лучшими
комментаторами, сравнимое с финалом чемпионата мира по футболу. Наш экзамен
действительно единый, очки приносит лишь один вариант ответа. Тебе ближе другой
вариант? Вот и оставь его при себе! А суперкомпьютер Школы Эйнштейна его принял
бы, он не против расширения задачи, углубления в ее второй, третий планы:
оценивается не только твоя эрудиция, но и креативность. Последняя – козырь Никки:
в обычной школе она не провела ни дня, но за ее плечами «10 лет школы выживания».
Ее соперник за отведенное время ухитряется ответить на 25 вопросов исторического
блока и получает 300 баллов, Никки отвечает на один вопрос, но ее ответ оценивается
в 200 баллов.

В заметке Влады не забыта и русская классика, но проживает она как будто за границей
страны фэнтези. Туннель фантастики пробивает и эту границу. Никки, бьющаяся о
стальную переборку корабля и «слеза ребенка» Ивана Карамазова, системное
мышление и открытие Пьера Безухова: «сопрягать все эти мысли!». Даже из «Сумерек»
он выводит… к «Демону» Лермонтова. Там и тут любовь «чужого» (и, что, пожалуй,
важнее, любовь к «чужому»):
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Влада пишет: «Пока что мы создаем в своем воображении свой, идеальный, мир». Уж
извините, мол, с возрастом, наверно, пройдет. Не должно пройти! Ключевое слово
найдено – создаем. Именно так, настоящее чтение – соавторство, со-творчество. А
творчество, пусть и «малое»,- надежная опора на всю жизнь… Когда не хватает слов,
выручает Поэзия. Вот подходящее стихотворение, компактное, энергичное, из каких
слов собрано и как каждое из них работает! Евгений Баратынский:

Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.

Влада права: жалко тех, кто лишен этой причастности.

Буково, май 2011 Е.Ченцов
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)