Что вообще подразумевается под эмоциональным интеллектом?
Как он реализуется на практике. Это в первую очередь само-осведомленность о своих эмоциях, о том, что мы чувствуем и что происходит в нашей душе.
Это явление имеет под собой вполне материальную основу. Для того чтобы знать, что мы чувствуем и называть эмоции своими именами необходимо активировать лобную кору ( она помогает определить эмоцию и выделить ее как самостоятельное явление), а так же зоны, ответственные за язык ( для того чтобы назвать эмоцию). Это позволяет не отмести эмоцию в сторону, не раздуть ее и не задерживать длительное время в себе. Поэтому само-осведомленность имеет еще одну ступень. Человек должен быть осведомлен не только в собственных эмоциях, но и в своих мыслях по поводу эмоций. Последующие за эмоциями мысли не должны быть неоценивающим вниманием к своим внутренним эмоциональным процессам. Т.е. только констатация факта.
Приведу пример, в чем, собственно, разница. Большинство людей при небольшом напряжении действительно могут определить, что за эмоция ими владеет. Но если они вовлечены в некоторую практику, которая должна улучшить их внутреннее состояние, они немедлено начинают придавать этой эмоции значение и предпринимать действия, направленные на ее изменение, а чаще всего подавление. «Я сержусь на ребенка» - «это плохо сердиться на ребенка потому, что детей надо любить» - « я должен перестать сердиться».
Но в отношении этого надо помнить один важный момент. Эмоцию, которая началась никто не в силах остановить. Мы можем ее выпустить наружу или оставить внутри, канализировать через другие отделы мозга ( например, через отделы отвечающие за функции тела). Но зато только нам решать, сколько данная эмоция будет длиться. Нейрофизиологи упоминают, что на выброс и утилизацию нейромедиаторов уходит 90 секунд. После этого мы или отпускам эмоцию или раскручиваем ее дальше.
Фактически подавление эмоций, сознательное или бессознательное – это раскручивание эмоций вовнутрь. Пока вы пережёвываете смысл и значение эмоций, вы начинаете прибавлять массу дополнительного эмоционального значения к первоначальному чувству. Это может быть отвращение, вина, тревога. Если сюда же добавить внутренний диалог любого негативного содержания, то первоначальную эмоцию можно затянуть на недели.
В целом, существует 4 основных типа взаимодействия со своими эмоциями:
1. Само-осознавание – это то, о чем по сути мы говорили выше. Т.е. осознание того, что за эмоция.
2. Затопление – процесс когда человек не может сладить со своими эмоциями и они легко его захватывают. Он переходит от приятного к неприятному, перемешивает и пережевывает, оценивает и всячески аранжирует свои мысли и эмоции создавая «эмоциональные завалы».
3. Принятие – процесс, когда человек осознает, что за эмоция им владеет, но не испытывает «чувств по поводу чувств». Ну рассердился… Ну и что? Радуюсь или плачу? Все бывает.
4. Алекситимия – неосознавание собственных чувств. Чувства есть, но они уходят неосознанными и выражаются в тех или иных телесных симптомах. Иногда человек имеет высокий уровень стресса, но совершенно об этом не знает. У него ровное настроение и язва.
Так что смысл развития эмоционального интеллекта не только спокойно реагировать на события в жизни, но и умение обращаться с возникающими у вас эмоциями. Жизнь разнообразна и как говорится, эмоции, и плохие и хорошие – ее соль и специи. Положительные эмоции это прекрасно, но и от отрицательных никуда не спрятаться. Высокий эмоциональный интеллект позволяет гармонизировать плохое и хорошее в нашем эмоциональном мире.
Комментарии (0)