Откуда берутся «трудные» дети? Народное мнение дает нам 2 варианта появления таких детей в семьях. Первое - это больной ребенок или носитель разных отклонений в развитии типа СДВГ и аутизма; второе – невоспитанный ребенок. Т.е. если чадо невыносимо в обществе, добрые люди скажут родителям « дайте ему таблетку или всыпьте ему ремня\ перестаньте его пороть» Но с «трудными» детьми не так все легко. И тут дело не только в низкой эффективности ремня или таблеток, а в том, что не каждый трудный ребенок болен или не воспитан.
Человеческий характер и его психика, как известно, некоторое сочетание действия генов и внешней среды. Прекрасно, когда то или иное сходится. Однако бывает и наоборот. Например, лица с рецептором к дофамину 4 типа очень вписываются в среду, где нужно много передвигаться и сталкиваться с новыми людьми, в консервативной среде они выглядят бродягами и разгильдяями. А кроме дофаминовых рецепторов так же причиной трудности может быть темперамент, который не соответствует окружающим или же находится на границы принятой в обществе нормы
Бывает, что родители имеют темперамент, отличный от темперамента ребенка. Активным кажется, что их спокойный сын какой-то заторможенный и они постоянно его теребят и подталкивают. Спокойным родителям их активный ребенок кажется расторможенным и они пытаются всячески его удержать на месте.
Более того существует множество факторов, которые при некотором не совсем удачном сочетании могут делать поведение ребенка сложным. В принципе это все варианты нормы, по которым определяется индивидуальность. Однако, если взять несколько показателей близких к границе принятого, то вот он – «трудный ребенок» . Вот несколько параметров.
- Уровень активности не всегда совпадает с возможностями среды. Бывают дети очень живые, и в заставленной хрупкими вещами квартире риск что-то сделать не так возрастает. Не всегда группа детей совпадает опять же по темпераменту. Между тихими детьми и активными может быть довольно внушительная разница в поведении. Темперамент более распространенный в группе может рассматриваться как норма «нормальные дети», другие же кто не совпадает могут попасть в разряд хулиганов или заторможенных и неактивных.
- Дети в целом более отвлекаемы, чем взрослые. Иногда среда требует от ребенка большей внимательности, чем он способен
- Интенсивность эмоциональных реакций тоже может быть совершенно различной. Кто –то выдает радость улыбкой, кто-то прыгает на месте и целует родных. Некоторые дети внешне могут довольно спокойно переносить неудачи, другие устраивать трагедии на ровном месте.
- Регулярность привычных действий. Некоторые дети очень склонны к порядку и последовательности, другие больше любят разнообразие и легко переходят от одного режима к другому, пробуют различные подходы к одному и тому же действию. Кто-то не может спать без любимого мишки, кто-то один день с пит с ежом, другой с моржом. И во всех в этот вечер беззаветно влюблен. Есть дети, которые спят сразу со всеми мягкими игрушками, которые есть в наличии.
- Настойчивость в достижении тех или иных целей может так же разнится. Есть дети, которые могут собирать модель из конструктора от и до в один присест. Есть которые делают это в несколько подходов, а есть те, у которых хватает интереса минут на 10. Если не получилось за это время – интерес утерян и у конструктора нет больше шанса.
- Чувствительность к раздражителям. Есть дети, которые относятся довольно спокойно к тому, что происходит вокруг, есть те, кто из-за непривычной консистенции еды могут отказаться от нее или капризничать из-за ткани на одежде.
- Реакция на новое у детей в рамках нормы тоже может быть различна. Для кого-то это интересно, кому-то безразлично, кто-то реагирует на новое тревогой, а кто-то резким неприятием.
- Адаптивность также у детей не одинаковая. Некоторые сразу вливаются в новую обстановку, некоторым месяцами приходится привыкать.
- Базовое настроение у детей отличается. Кто-то более радостен, кто-то более печален по своей природу.
В целом, по мнению доктора Стенли Турески, автора книги «трудный ребенок», можно выделить несколько степеней «трудности»:
- В целом ребенок нормальный и послушный, но временами в отдельных случаях, чувствительных для ребенка возникают сложности, которые родители могут уладить.
- Трудный ребенок, которого действительно сложно растить. Трудности возникаю буквально на каждом шагу и требуют постоянного вмешательства родителей.
- Очень сложный ребенок, у которого случаются не просто сложности и трудности, а он попадает постоянно в довольно сложные ситуации. С ним постоянно что-то случается.
- Невозможный ребенок - «матереубийца». Конфликтует не только с окружающими, но т с семьей.
«Трудный» ребенок часто не только является сам себе проблемой. Его главная проблема в том, что он проблема для родителей, и это естественно только добавляет масла в огонь. Более того трудный ребенок сильно влияет на отношения между родителями.
Мать по отношению к факту наличия такого дитя часто испытывает
- недоумение – в кого он у нас такой уродился, может что-то было не так во время беременности ил
- « я как выжатый лимон» - ребенок требует постоянного внимания и участия, потому что шаг в строну или потеря внимания и все – что-то случится
-гнев – ну, да, такие дети из себя выводят, тем более когда на вкладываемые усилия имеют 1% КПД
- вина – мать постоянно ищет в чем причина. Она плохая мать, вела себя неправильно во время беременности, переболела гриппом, недостаточно уделяла внимания во время младенчества и еще масса всяких «сделала не так».
- смущение – ребенок постоянно ставит мать в такое положение, когда окружающие, хотя бы про себя, в уме задаются вопросом о ее способностях родителя. Матери же в свою очередь хочется как-то объяснить, что это совсем не так, и что она делает очень много и т.п.
- тревога и депрессия – мать постоянно ожидает от ребенка подвоха или новой выходки. Предсказания знакомых «вот через полгода будет легче» не сбываются. Кризис 2-3-х лет затягивается на 4 и на 5 и кажется, что этот кошмар будет длиться вечно. Удовольствие от материнства довольно ограничено и кратковременно
- изоляция – да, такие дети не у всех. У кого-то дети играют спокойно в песочнице и их родители очень негативно реагируют на появление монстра в коротких штанишках рядом со своими чадами. И их можно понять. Не известно, как бы поступили вы если бы у вас был нормальный ребенок, а у кого-то трудный. Иногда матери в лицо высказываются всякие предположения об атмосфере в семье и о возможных ее зависимостях от алкоголя, наркотиков и сериалов. Часто матери трудных детей выбирают изоляцию. Более того они не разрешают себе выражать и обсуждать с другими свои чувства по отношению к ребенку. Ну, у окружающих довольно сложное отношений к таким детям и редко кто готов поддержать женщину в ее ситуации морально. Более того родители могут обращаться к специалисту и тот действительно ничего у ребенка не находит. А если ребенок здоров, то что-то с родителями не так, если есть проблемы.
В принципе, если отец включен в воспитание ребенка, то он разделяет те же переживания. Однако нередко, что мужики поступают по другому.
- если ребенок не отвечает чаяниям отца, то он дистанцируется от ребенка и воспитания, оставляя решать все матери
- чаще раздражается на ребенка и срывается на нем.
- обвиняет супругу в неправильном воспитании. Более того, ребенок к вечеру навыкрутасничая с матерью в присутствии отца действительно ведет себя по другому. Смена декораций и действующих лиц и он готов сотрудничать. Часто отцы этот факт объясняют тем, что просто мать не справляется, занимается ерундой весь день ( смотрит сериалы и сидит на форумах)
Между супругами может расти общее напряжение и неудовлетворенность браком, что в свою очередь может вести к разводу.
Тут еще подчеркну. Наличие «темпераментных детей» не опровергает наличия СДВГ, биполярного расстройства и оппозиционного расстройства. Часто внешне эти проблемы могут быть схожи. Но что касательно легких случаев СДВГ и оппозиционного расстройства, то тут в первую очередь идут те же самые воспитательные и обучающие методы, что и при сложном темпераменте. Другое дело, что диагноз и его отсутствие может стигматизировать в равной степени. Ребенок может быть «злодеем и хулиганом» или « гиперактивным», что иногда ведет к тому, что ребенок принимает это как свою долю и отказывается от попыток что-то сделать со своей жизнью в дальнейшем. К сожалению и « сложный характер» и « « расстройство» часто рассматриваются как основания для «терпеть и дуть в попу». Это приводит к неблагоприятным результатам в обоих случаях. Другими словами, какова бы не была причина плохого поведения , это требует вдумчивого подхода от родителей и педагогов. Ярлык повесить легко, но ярлык бывает довольно плохим помошником
Комментарии (0)