Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Авторитарный тип воспитания.

Saturday, 25 February, 00:02, gutta-honey.livejournal.com

 Когда мы тут обсуждали папу с пистолетом, основная масса  согласных с его методами в качестве основного аргумента его правоты приводили следующий  довод. Что же делать, если дитя не слушается?  Показать кто в доме хозяин или вытереть сопли и поцеловать чадо  чуть пониже спины? Конечно выбор из 2- стилей очевиден. Поэтому хочу дать некоторую дополнительную информацию к размышлению по типу стилей воспитания.

   На самом деле стилей не 2, а 3 основных. Есть еще разные нюансы и авторские идеи, но  поговорим о тех 3-х  .

  Но прежде определимся вообще с воспитанием. Процесс это весьма многогранный и одной из функций воспитания является формирования у ребенка здоровых границ и функционирующих  адаптивных схем. Т.е. родители помогают сформировать некую оболочку (границы)  и  механизмы, которые позволяют личности работать  (схемы).

   Смысл роста и развития личности  - расширение границ, развитие их упругости , и создание большого разнообразия разной «механики» внутри.  Родитель не может просто купить запчастей в соседнем магазине и смонтировать их внутри ребенка. Ребенок делает это сам, но под руководством родителей. Чтобы продолжать идти вперед и обогащать себя опытом, ребенку нужны не только границы, но и свобода.  

  При этом ребенок пытается всегда расширить свою зону и проверить на прочность границы родителя или узнать какие методы и действия вызывают какой ответ. Не обязательно ребенок делает что-то экстраординароное, иногда ему хочется  хотя бы «палочкой потыкать».  Если я скажу так маме, или сделаю это для папы, что будет?

  Это довольно важный момент в развитии нового человека. Все новое привлекает и манит.   Он не знает, как  функционирует общество и пробует разные подходы, что прокатит, а что нет. От этих ответов на вопросы что можно и нельзя  и формируются его представления о мире.  Т.о. ребенок постоянно будет испытывать  на прочность границы родителей с разной интенсивностью,  это его первый полигон для испытания себя в обществе. Потом он переключится на друзей и педагогов. Но именно на уровне родителей  важно дать ему инструменты для расширения и развития себя без ущемления чужих границ.

  И  именно на соотношении   границ и свободы, как раз и выделены стили воспитания. Итак:

Авторитарный тип   или «границы без свободы» . Родители полагают, что они всегда лучше знают то, сколько и чего ребенку нужно. Если у ребенка возникает трудности или он пытается потыкать палочкой в границы родителей, то немедленно получает разной степени выраженности негативную реакцию. Не важно, зачем ребенок тыкал палочкой. Что он хотел добиться? Внимания, одобрения, или попытался добиться каких-то благ.  Немедленно дать по рукам, чтобы  дальше ребенок никогда не пробовал.

   Вообще, обычно подразумевается, что ребенок должен получить урок и немедленно его выучить.  Обычно приводится в пример электрическая розетка, в которую ребенок тыкает гвоздем.  Получив удар тока, он больше никогда этого не повторяет. Вообще, справедливости ради надо сказать, что некоторые дети продолжают экспериментировать с другими материалами, и у ребенка всегда есть возможность исследовать природу тока другими методами, которые на самом деле более информативны. Например, включать и выключать свет и т.п.  Родитель при авторитарном воспитании сразу перекрывает электричество во всем доме.  Не обязательно доходить сразу до рукоприкладства, но авторитарный родитель имеет довольно много разных способов в ассортименте. Это крики, обвинения, оскорбления, изоляция и всякие другие методы агрессии –эмоциональной и  скрытой.

  При этом ребенку не дают возможности понять ясно посыл родителя, и не объясняют причину. Просто это нужно так, и ребенок должен догадаться, почему он не прав ( родитель обычно считает, что неправота ребенка для самого ребенка должна быть очевидна)  К примеру, ребенок играет в мяч в зале рядом со стеклянным журнальным столиком, врывается отец отнимает мяч и  дерет его за ухо, приговаривая,  « я тебе покажу!  Мы с матерью работаем-работаем, а ты только развлекаешься и ничего не ценишь». С точки зрения ребенка ситуация непонятная  потому, что стеклянный стол в его мире занимает    очень непочетное место. Т.е. если стола вдруг не будет, он не почувствует себя осиротевшим.   Т.е. за что его наказали и  что он должен был сделать. У него не было никакой информации о том, что стол ценен.  Совершенно непонятно еще и то,  о чем еще он должен догадаться.

  Следующий  урок, который получает ребенок – сила всегда права и своего можно добиться агрессией. У тебя проблема? Кто-то угрожает твоей любимой вещи? Надо на него как-нибудь напасть. Ты чувствуешь себя раненым и обиженным, дай другому  почувствовать тоже, сделай ему больно или неприятно.  Поэтому через какое-то время папа может обнаружить сына с мячом возле стола снова. Но ребенок это поведение уже будет использовать для давления и манипуляцией родителем. Не пошел со мной в зоопарк? Сейчас я тебе покажу. Буду играть мячом на зло возле стола.  Если ты увидишь, что я играю, ты узнаешь, что ты мне не авторитет. Если я разобью стол, тебе еще больнее будет. Да, в итоге может быть больнее сыну. В области крестца. Но дети не очень хорошо планируют и предвидят  последовательность событий. Особенно если они переполнены негативными эмоциями ( обида на отца).

 У детей не формируется способности решать адекватно проблемы.   Ребенок лишен в принципе проблемы решать. У него есть желания, которые удовлетворяются или не удовлетворяются родителем, в зависимости от мировоззрения родителя. Если доча хочет платье, мама решает, какого цвета, за какую цену, и какого фасона. Тебе или придется носить только это, либо вообще без платья. С точки зрения родителя  для ребенка делается все и ребенок живет как принц или принцесса и потребляет то, что родители считают самым лучшим.  Понятно, что дочу никто не спрашивает, хочет ли быть она принцессой. Не нравится розовое платье, которое выбрала мама?  Да ты сволочь неблагодарная! Далее  на ребенка выливается некоторое количество негатива в виде угроз и оскорблений и требования соблюдения правил. В итоге во взрослом состоянии ребенок подходит к решению проблем так.

  1. Мама знает, как решить проблему.
  2. Бери что дают, а не то хуже будет. То что хочешь, это никого не волнует и за  сообщения своих желаний можно схлопотать люлей.
  3. Если тебя действительно все достало, то вполне обосновано просто напасть на обидчика. В зависимости от уровня уверенности в себе это может быть  тайная порча имущества или саботаж ( всякие мелкие гадости, которые не сразу догадаешься кто сделал) до открытого мордобоя  или «заказа бандитам».
  4.  Нужны очень жесткие схемы и границы, которые не могут быть изменены. Если проблема не решается, то значит решать ее не надо
  5. Главное в решении проблемы установить виновных  и наказать их.

Естественно, что дети агрессивных  родителей с авторитарным типом воспитания и дети приобретают те же навыки воспитания собственных детей. Они считают это единственно правильным путем общения. Преуспеет такой ребенок в жизни или нет, довольно сложно сказать  однозначно. Многие в принципе не плохо адаптируются, но довольно часто имеют проблемы в личной жизни. Хотя им попадется личность с таким же багажом, то они  прекрасно общаются на уровне суда и исполнения наказания друг над другом. Причем это делается регулярно в режиме игры  потому,  что   санкции с одной стороны обычно вызывают санкции с другой стороны и так до бесконечности.  ( ты мне не всю зарплату отдал? Значит я тебе буду давать суп без мяса. Ты мне суп без мяса варишь? Пойду водку с друзьями пить в гараж. Ты водку с друзьями пьешь? Я пойду в кафе с подругами.  Ты в кафе с подругами….).  Многие полагают, что «все так живут». Ну вот одна из положительных сторон избегать такого стиля воспитания дать возможность ребенку узнать, что живут так не все.

  Ну, и конечно, очень ценно, чтобы ребенок  умел решать проблемы не только перекладыванием ответственности и вины на других, а так же исключительно арессивным путем, но и более разумными способами.

  Ну вот, вышло много букв, так что про 2 других типа воспитания в следующий раз.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)