Про радиацию в ПопМеханике

Tuesday, 24 January, 17:01, uncle-doc.livejournal.com
Че-то я как-то забыл, а статья уже вышла в январском номере "ПопМеханики" :)

Лекарство от радиофобии

После аварии на АЭС «Фукусима» мир захлестнула очередная волна панической радиофобии. На Дальнем Востоке из продажи исчез йод, а производители и продавцы дозиметров не только распродали все имевшиеся на складах приборы, но и собрали предзаказы на полгода-год вперед. Но так ли страшна радиация? Если вы каждый раз вздрагиваете при этом слове, статья написана для вас.

Авторы: Игорь Егоров, Алексей Водовозов

Две примечательные картинки из статьи, которые демонстрируют соотношение доз - от получаемой при съедании одного банана до церебральной формы острой лучевой болезни (кликабельно, откроется в новом окне).

В статью вошло не всё, поэтому если вдруг кому интересно, вот:

Биологические эффекты ИИ

Первый и основной механизм взаимодействия ионизирующего излучения с организмом можно изложить всего в двух словах: радиолиз воды. Организм более чем на три четверти состоит из этой жидкости, так что логично, что основной удар приходится именно на нее. Образующиеся свободные радикалы вызывают целый каскад патологических реакций, которые развиваются подобно лавине, создавая всё больше и больше «осколков», вторичных ранящих снарядов, которые усугубляют и без того непростую ситуацию.

Второй механизм – непосредственное влияние излучения на химические связи в молекулах, играющих определяющую роль в нашей физиологии. Во-первых, это нуклеиновые кислоты. Даже небольшие дозы приводят к дезинтеграции и деполимеризации ДНК и РНК, распаду их солевых соединений с белками. Инактивируются важнейшие ферменты, имеющие в своем составе сульфгидрильную группу –SH, такие как аденозинтрифосфатаза, сукциноксидаза, гексокиназа, карбоксилаза, холинэстераза. Впрочем, аналогичные нарушения возникают и под воздействием лавины свободных радикалов из первого механизма.

Клетка повергается в хаос. Начинают сбоить или вовсе останавливаются процессы биосинтеза и энергетического обмена, зато из разрушенных органелл в цитоплазму высвобождаются протеолитические ферменты, начинается самопереваривание.

Чем быстрее клетки делятся и чем интенсивнее в них идут обменные процессы, тем менее они устойчивы к радиации. Это правило было описано еще в 1906 году, оно носит название своих первооткрывателей - Жана Бергонье и Луи Трибондо. Однако за 100 лет оно было уточнено и дополнено. По современным представлениям радиочувствительность обратно пропорциональна степени дифференциации клеток, таким образом, в группе риска оказываются половые клетки, предшественники форменных элементов крови, клетки желудочно-кишечного тракта. По непонятным пока что причинам к этой же группе относятся лимфоциты. Наиболее устойчивы к ионизирующему излучению нейроны и мышечные клетки.

Переменные окружения

Влияние ИИ на конкретного человека зависит от огромного количества факторов. Например, от того, какое именно ИИ и откуда оно взялось. Альфа-излучение, например, вызывает тяжелейшие ожоги кожи, но на этом его поражающее действие и заканчивается. Но если источник альфа-излучения попадет в желудочно-кишечный тракт, последствия будут катастрофическими. А тканевая гипоксия, то есть недостаточность кислорода, смягчит удар гамма-радиации, так как в таких условиях будет образовываться меньше свободных радикалов и того же атомарного кислорода.

Огромное значение имеет, какая часть тела облучена. При прочих равных прохождение ИИ через голову или грудную клетку в районе грудины вызовет намного более тяжелые поражения, чем при поражении предплечья или голени.

Хроническое облучение по последствиям всегда легче, чем острое, одномоментное, даже если в первом случае суммарная поглощенная доза окажется выше.

Рубежи обороны

Защита от ИИ возможна по трем основным направлениям: защита расстоянием, защита экраном и использование радиопротекторов. Препараты, способные защитить от ИИ стали активно разрабатываться в середине XX века, через лаборатории прошли сотни потенциальных кандидатов. Более-менее эффективными и пригодными для массового использования оказались лишь некоторые аминотиолы, такие как цистамин, цистеамин, аминоэтилизотиуроний. По сути они являются донорами –SH групп, подставляя их под удар вместо «родных».
В практику пошел только цистамин, именно он в виде таблеток находится в войсковой индивидуальной аптечки в качестве радиозащитного средства. Цистеамин вводится только внутривенно, поэтому он применяется в основном в стационарах. А у аминоэтилизотиурония профилактическая доза оказалась слишком близка к токсической.

Впрочем, в октябре 2011 года в журнал Nature Communications доктор Валериан Каган (Valerian Kagan) из Питтсбургского университета и его коллеги опубликовали результаты очень обещающего исследования. В качестве радиопротектора они использовали «хвост» олеиновой кислоты, к которой было прикреплено имидазольное кольцо. Инъекция препарата за 10 минут до излучения спасла 95 процентов мышей, получивших абсолютно смертельную дозу – 9,25 Грей за 11 минут.

Тем не менее, сохранится ли аналогичный эффект у человека и возможно ли будет создать на основе открытия дешевый в производстве и нетоксичный радиопротектор – пока что неизвестно. Большинство подобных исследований проходят по военному ведомству, поэтому их содержание и результаты держатся в строгой тайне.

А как народ?

Йод. Чрезвычайно живучая народная рекомендация – пить йод, чтобы не «заразиться радиацией». Оправдана только для 30-километровой зоны вокруг свежевзорвавшейся АЭС. И только в этом случае йодид калия используется, чтобы не пустить в щитовидку радиоактивный йод-131 (период полураспада – 8 суток). Используется тактика меньшего зла: пусть лучше щитовидная железа будет «забита» обычным, а не радиоактивным йодом. И перспектива получить расстройство функций щитовидки меркнет перед раком или даже летальным исходом.
Но вне зоны заражения глотать таблетки, пить спиртовой раствор йода или мазать им шею спереди НЕ НАДО. Никакого профилактического значения это не имеет. Зато заработать йодное отравление и превратить себя в пожизненного пациента эндокринолога можно с легкостью.

Спиртные напитки. Еще один устоявшийся миф, не имеющий под собой научного обоснования. Не понятен даже возможный физиологический механизм. В любом случае, даже если красное вино содержит и природные антиоксиданты, которые теоретически могли бы выступать в роли радиопротекторов, их теоретическая польза перевешивается практическим вредом от этанола, который повреждает клетки и является нейротоксическим ядом.

Кипятите? Согласно опроса ВЦИОМ, 11 процентов россиян уверены, что кипячение дезактивирует радиоактивное молоко или воду. Это не так. Изотопы-источники ИИ не разрушаются при таком нагревании, единственное, что способно их разрушить – время.

З.Ы. На приписку "Тест дозиметров" в названии не обращайте внимания :) Это в бумажном журнале вслед за этой статьей действительно идет тест бытовых дозиметров. Только на сайте его нет (еще или пока - не знаю).