Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Пузомерка воров и барыг

Friday, 20 January, 19:01, aquareus.livejournal.com
Бизнес не порок - http://www.gazeta.ru/comments/2012/01/19_e_3968437.shtml

Государство и коммерсанты испытывают глубокое взаимное недоверие

Прежде чем требовать честности и прозрачности, власти должны создать такие условия для ведения предпринимательской деятельности, чтобы дурить государство стало не только опасно, но и невыгодно.

Помощник президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович покритиковал Минфин за предвзятое отношение к бизнесу, которому чиновники фактически заранее вменяют недобросовестность по отношению к государству. «Министерство финансов в этой части стоит пока в пользу ограничений, а не стимулирующих мер при построении налоговой политики», — сказал Дворкович, выступая на Гайдаровском форуме.

Но проблема стоит намного шире, чем поведение одного только российского Минфина.

Конечно, жестокость (что вовсе не означает эффективность) налогового законодательства и администрирования в России признается и самими представителями власти.

В прошлом году, например, председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов объяснил стремление бизнеса уйти из российской юрисдикции в офшоры «крайне неблагожелательной системой налогообложения операций с активами».
Но вряд ли возможно плохой бизнес-климат списывать только на это.

Тот же Дворкович сказал о чиновниках правительства как такового: ориентируются «на то, что они (бизнес) будут использовать схемы, уходить от налогов, на то, что они будут продолжать делать то, что делали в девяностые годы». Показательна и реакция премьера этого правительства Путина. Во время последнего телесеанса общения с народом, выслушав доктора Рошаля, рассказавшего о жалобах бизнесменов на то, что их «задушили откаты», Путин отреагировал так: «Значит, есть из чего откаты платить».

Если бы дело было в ненависти чиновника к коммерсанту, это было бы полбеды. Просто мы бы тогда знали, что у власти находятся гораздо большие большевики, чем состоят в КПРФ. Но это не так.

Чиновное сословие относится к бизнесу не как к противнику, а как к крепостному. Как к источнику административной ренты. И это, пожалуй, даже хуже, чем классовая вражда.

Возникающие из этого схемы взаимоотношений, в чем-то напоминающие отношения воров и барыг, несомненно, ведут к коррупции. И, более того, с неизбежностью делают ее неотъемлемой частью экономического уклада. Потому что благонравному, добропорядочному коммерсанту в такой ситуации грозит проигрыш в конкурентной борьбе с недобропорядочным. И конкурировать-то приходится не только (а часто и не столько) за рынок, сколько за благосклонность начальства и право на «аффилированность» с ним. Сейчас Владимир Путин организует кампанию по разрыву такого рода связей между госкомпаниями и их контрагентами, и уже полным ходом идут разговоры, что это дезорганизует народное хозяйство. Понятно, правда, что эта кампания краткосрочна, потому что для системной работы в этом направлении отдельные правительственные поручения не пригодны.

Сам же премьер года полтора назад называл формирование делового климата «улицей с двусторонним движением», возлагая как минимум половину ответственности за его улучшение на бизнес-сообщество. Частично он прав, потому что мораль и этика коммерсантов в России, сформированные по установленным путинской же бюрократией правилам игры, не позволяют рассчитывать на очень уж ответственное ведение ими дел.

Поэтому, когда Дворкович призывает чиновников резко поменять свое отношение к бизнесу, поскольку «предприниматели уже не такие», он, скорее всего, проявляет чрезмерный оптимизм. Но это не спор о том, кто был раньше — курица или яйцо. Понятно, что

сначала изменения должны коснуться государственных институтов. А в условиях политического кризиса, прежде всего вызванного острым кризисом доверия к этим институтам, причем практически всем — от судов и репрессивного аппарата до политической конструкции, такие изменения должны быть особенно сильными, чтобы предпринимательский класс их заметил.
И, тем более, чтобы поверил, что для успеха дела их следует принимать во внимание.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)