Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Инвестиции в российское здравоохранение: о чем они там?

Tuesday, 17 January, 15:01, aquareus.livejournal.com


У меня - особенно в последние полтора десятилетия - стойкое ощущение трансляции из палаты № 6, где все - равно врачи и пациенты - выдают желаемое за действительное, не парясь над логикой реалий вовне их общения. Один в белом халате говорит, мол, государственно-частное партнерство, другой в больничной пижаме подхватывает, мол, придут деньги, и так строится общение и дальше. Но то, что деньги не придут на проедание, а для их преумножения нет оснований, не думает ни тот, ни другой, потому что разговора, будет ли маржа, между ними нет - не царское это дело. А то, что маржи быть не может, поскольку в учреждениях здравоохранения имущество не свое, а колхозное, ни для кого не очевидно. Результат такого партнерства может быть в лучшем случае таким, что компенсировать маржу идиотам-инвесторам придется из закромов Родины, т.е. за счет налогоплательщиков, либо они попросту останутся с носом


Здоровье - как капитал - http://www.rg.ru/2012/01/17/sled.html

Частные инвестиции в здравоохранение улучшат его качество и доступность

Татьяна Батенёва "Российская Бизнес-газета" - Государственно-частное партнерство №831 (2) 17.01.2012, 00:40


В наступившем году будет принята программа развития здравоохранения до 2020 года. Многие российские и зарубежные компании готовы принять участие в ее реализации на принципах государственно-частного партнерства.

В странах Европы здравоохранение - самая популярная сфера приложения возможностей государственно-частного партнерства, в странах развивающихся - вторая по распространенности после дорожного строительства. В Великобритании, где здравоохранение является государственным, частный капитал вложит в него в ближайшие 20 лет более 600 млрд фунтов стерлингов. В Германии за последние 10 лет от 4 до 22% новых больниц строят с частными инвестициями. В Швеции государственные вложения в здравоохранение за последние годы сократились на 35%, их место занял частный капитал. Эти примеры отражают общий тренд - медицина становится привлекательной сферой приложения частного капитала, что облегчает задачи государства и идет на пользу потребителям медицинских услуг.

В России модернизация здравоохранения названа одной из приоритетных задач государства. Но значительная часть лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) у нас построена 30-40 лет назад. По данным Минздравсоцразвития России, 32% больниц и 30% поликлиник требуют капитального ремонта, в них отсутствуют горячее водоснабжение, водопровод, автономное энергообеспечение, а 57% оборудования физически и морально устарело. По программе модернизации в течение ближайших двух лет предусматривается строительство 117 новых учреждений, капитальный ремонт пройдет в 4000 поликлиник и больниц - это половина от всех, работающих в системе ОМС.

- А всего в ближайшие годы в стране необходимо построить около 500 больниц, - подсчитал председатель совета директоров "Рекавери групп", доктор медицинских наук Владимир Гурдус. - Но строительство медицинских учреждений - это капиталоемкий бизнес, который требует долгосрочных инвестиций. При традиционном подходе такое строительство займет до100 лет и потребует 2,3 трлн руб. Ключ к решению задачи - привлечение частного капитала.

В развитии государственно-частного партнерства в здравоохранении заинтересованы обе стороны - и государство, и частные инвесторы. Тем более что в последнее время складываются все предпосылки к этому: с 2013 года предполагается введение полного тарифа ОМС. Новый Закон "Об обязательном медицинском страховании" уравнял возможности участия в реализации программ ОМС для ЛПУ всех форм собственности через получение госзаказа на основе конкурсов.

Есть возможности заключать контракты полного цикла в строительстве и реконструкции объектов социальной сферы, привлекать частные российские и зарубежные компании к управлению объектами здравоохранения через договоры или концессии. Наконец, есть инвесторы, готовые участвовать в проектах с доходностью 8-9%.

- За рубежом многие объекты здравоохранения строят и затем управляют ими крупные международные компании, - рассказал руководитель направления "Комплексные решения в здравоохранении" компании General Electric Healthcare International Федерико Лео. - Причем основные средства вкладывают в эти проекты частные инвесторы, государство же выступает гарантом соблюдения всех договоренностей, включая возврат кредитов или доходность построенных и вошедших в эксплуатацию объектов. Это позволяет обеспечить население медицинской помощью там, где не хватает средств государства.

С экономической точки зрения выгода несомненна: государство строит в два, а то и более раз дороже, чем частный сектор. Существенна разница и для потребителя медицинских услуг - он сможет получить их быстрее и с более высоким качеством. При эксплуатации таких объектов может быть оптимизирована и часть издержек. Так, частный управляющий получает экономический эффект за счет более рациональных закупок оборудования и расходных материалов, оптимальных режимов эксплуатации техники и организации работы персонала. Причем даже если услуги будут оплачиваться по программам ОМС, при полном тарифе, и зарплата персонала здесь будет вполне достойной. Примеры подобных объектов уже есть: компания "Евромедик Интернешнл" с 1999 года строит в России центры гемодиализа для больных хронической почечной недостаточностью и управляет ими.

- С вводом наших центров в эксплуатацию в регионах исчезают очереди пациентов, ожидающих гемодиализа, а это значит - изменяются и медицинские показатели их состояния, - рассказывает глава представительства компании в России Виктор Молостов. - Смертность среди таких пациентов значительно меньше, чем в государственных центрах - 6% вместо 15-20%. При этом затраты на обслуживание пациентов примерно одинаковые с государственными центрами, а то и меньше, так как радикально отличается уровень менеджмента: частный управляющий ведет тщательный мониторинг, дешевле обходятся закупки необходимых материалов и медикаментов.

В качестве аргумента противники такой формы медицинских учреждений приводят то, что, мол, услуги частных центров будут недоступны малоимущим больным. Однако вопрос платности вообще не обсуждается - местные органы здравоохранения заключают с частной компанией договор и оплачивают ее услуги по ценам, соответствующим реальной стоимости.

Другую форму ГЧП используют в Татарстане, и она оказалась очень востребованной.

- За последние годы медучреждения страны получили много современного оборудования, но лишь 20% работают в полную силу, - рассказывает руководитель программ профессионального обучения компании Johnson&Johnson Александра Матвеева. - Причина в том, что не хватает подготовленных кадров, из-за чего многие центры не успевают использовать даже выделенные государством средства на высокотехнологичную медицинскую помощь. Нужно было быстро подготовить как можно больше специалистов, владеющих новыми методиками и оборудованием. Так родился наш проект - образовательный центр высоких медицинских технологий в Казани, учрежденный в 2008 году совместно с минздравом Республики Татарстан. Это был первый образовательный центр ГЧП в мире.

Региональные власти предоставили здание, обеспечили его капитальный ремонт и административную поддержку. Бизнес вложил свой опыт, в том числе и опыт проектного менеджмента, и взял на себя операционные расходы. Бюджет центра в 15 млн долл. был рассчитан на 5 лет. Здесь проходят обучение врачи, медсестры, администраторы клиник. За три года уже подготовлено более 2000 врачей из 73 городов, для большинства из них обучение - бесплатное. В центре планируют расширять образовательные программы, а в перспективе войти в систему непрерывного последипломного образования специалистов.

По мнению экспертов, чтобы практика ГЧП в здравоохранении развивалась, необходимо изменить сам принцип формирования тарифа ОМС: включить в него инвестиционные затраты. Стимулировать инвесторов могли бы налоговые льготы, а также льготные условия предоставления земельных участков и подключения к инфраструктуре. Существенно пополнило бы инвестиции в медицину разрешение относить платежи по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) сотрудников на себестоимость в полном объеме, а также зачет средств ОМС при покупке полиса ДМС для физических и юридических лиц. В качестве дополнительных мер предлагаются и уменьшение или возврат НДФЛ в целом на суммы, потраченные работником на лечение себя, своих детей и родителей-пенсионеров. Эффективно во многих странах проявляет себя механизм ГЧП и в управлении государственными и муниципальными ЛПУ. Но потенциальных инвесторов останавливает понятийная неясность: что же на деле имеется в виду - государственно-частное партнерство или частно-государственное?

- От этого многое зависит, - считает председатель совета директоров банка "Центрокредит" Сергей Еремин. - Это частный проект в интересах государства (ЧГП) или правильность использования бюджетных средств частными руками (ГЧП)? Как защищены частные интересы в первом случае или насколько рачительно используются частником ресурсы, выделяемые государством? Надо определить приоритеты и ставить вопрос о разработке специального закона о ГЧП, поскольку существующий закон о концессиях не решает этих проблем.

- Мы фактически стоим на пороге легализации того, что уже происходит на практике, - считает глава одной из частных клиник Дмитрий Володин. - Еще в 1990-е годы стоматологические поликлиники получили госзаказ. Потом появились первые частные диализные центры. ЧГП как система уже работает, а для широкого развития ГЧП нужен закон.

В Послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах президент Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость развития ГЧП. Программа модернизации здравоохранения позволяет включить эту перспективную форму привлечения средств в медицину и в нашей стране.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)