Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Сострадание у детей.

Monday, 09 January, 06:01, gutta-honey.livejournal.com

  Тут, когда писала про  всяких матерей с особенностями личности, в разделе «нарциссичные матери» звучала фраза, что детей  заводят для того, чтобы «стакан воды поднес в старости». Т.е. причина появления чисто утилитарная и когда стаканные водоносы  из детей не получаются, это сильно нарциссов печалит.

Секрет провала плана « стакан воды к старости»  довольно прост. Когда ребенок не видит примера сочувственного и поддерживающего поведения, то он и не будет «сочувствующим и поддерживающим». Ну, конечно на чувстве вины ребенка можно удерживать рядом с собой, но тут такое дело, что  может выйти не совсем хорошо.

  Дело не в том, что дети нарциссов исключительно бессовестные сволочи.  Часто складывается так, что  они могут сочувствие проявлять к кому угодно, кроме родителя. А может быть, будучи в принципе не плохими личностями, выросшие дети просто не знают, как это проявлять сочувствие. Так как их за слабость  характера и сопли постоянно притыкали родители, то сочувствие и его проявления могут вызывать у людей резкий дискомфорт, чувство подвоха.

  Что вообще такое сопереживание? Далай Лама  говорит, что это не только эмпатия, симпатия или альтруизм, хотя все эти составляющие в сопереживании присутствуют. Человек способный к сопереживанию не только страдает с другим, но и  предпринимает шаги к  облегчению страдания.  Т.е. если у вас уж возникла идея, что ребенок должен носить воду, то гораздо лучше, чтобы он носил вам ее не из долга, а из-за сострадания. А то вдруг по  выполнению долга положено 3 стакана в день, а вам 4 захотелось…

  Воспитание сопереживания в детях довольно непростой процесс. Довольно много зависит так же от мировоззрения родителей. Например, довольно модная  тенденция, что инвалид   must die потому, как он только потребляет ресурсы и ничего не производит, может сыграть с вами дурную шутку. Люди часто остаются инвалидами, однако свои обещания убиться об стенку «если что»,  не выполняют. Почему? Ну, жизнь инвалида не так уж и отвратительна, как думают многие. Если ты перенес инфаркт , то картошку ты копать не можешь, но радоваться жизни еще вполне и даже очень. И поднести стакан очень даже кстати бывает. Но дети-то уже усвоили, что инвалид только потребляет…

 Так что рекомендуется делать.

1. Показывайте сочувствие к самому ребенку. Есть такой стиль воспитания, когда ребенка не принято   жалеть после того, как он, к примеру, упал. Конечно, падение падению рознь и не надо нестись через весь двор к упавшему в песочнице  ребенку с воплями. Дети часто начинают плакать при падении  потому, что по реакции родителей понимают, что с ними произошло что-то ужасно-непоправимое. В любом случае, ребенку нужно  помочь подняться, помочь отряхнуться, а если он плачет обнять и показать, что все нормально. В конце концов подуть на ушибленный лоб. От этого естественно ничего не пройдет, но будет ощущение, что  вы  помогаете ему чувствовать себя лучше.

2.  Показывайте  сопереживание к другим.  Это касается в первую очередь членов семьи. У Вас могут быть разные отношения с бабушками - дедушками, тетями – дядями, братьями-ссестрами, но ребенок должен видеть, что, не смотря на противоречия, в случае беды вы готовы прийти на помощь. Не надо безумств с дарениями квартир и перечислениями миллионов, лишь бы   дядя Ваня с тетей Шурой не грустили.  Иногда вполне достаточно  телефонного звонка. Ну и конечно комментарии при  ребенке, типа « так и надо этой стерве»  тоже не создают впечатления, что   кто-то за кого-то переживает. Не допустима так же торговля сочувствием – если нам сочувствовали одним апельсином, то наше сочувствие не должно превышать 2-х яблок. Даже если ребенок, став взрослым будет проявлять вполне  здоровое сочувствие окружающим, то иногда закрепляется, что в семье не должны сострадать всяким стервам и сочувствие должно быть строго просчитанным.

3. Говорите с ребенком о сострадании. Тут довольно важно расставить все точки над i.  Сострадание это не жертва в пользу кого-то или страдание совместно, просто чтобы одному не скучно было без каких-то  попыток что-то изменить. Сострадание очень важно во взаимоотношениях, но отнюдь не заменяет работы мысли. Показывайте  разумные  границы сопереживания и сочувствия.  Существует довольно много социальных условностей выражения поддержки и  оказания помощи. Иногда не соблюдения этих правил может  оказать совершенно иное воздействие. Например,  не  стоит дарить человеку потерявшему зрение книги или велосипед.

4. Утомление сострадания.  Иногда, если переборщить с требованиями  сочувствия и поддержки, а так же с рассказами о разных «бедных и несчастных», происходит снижение в потребности сочувствия и сопереживания. Это  защитная реакция психики перегруженной негативной информации о боли, страданиях и бедах. Всем невозможно помочь, какое бы большое сердце ты не имел.  Более того,  на рассказы о  людях нуждающихся в поддержке возникает совершенно противоположенные эмоции – цинизм, раздражение, злость, отторжение. Поэтому демонстрация  сострадания должна быть дозированной и целенаправленной.

5. Посещение людей, которые нуждаются в помощи и сочувствии.   Это могут быть.  престарелая соседка, больной товарищ по школе, приют для животных. Какая-то посильная для ребенка помощь или проявление внимания могут значительно поднять самооценку. Он делает что-то важное и полезное.

 6. Читайте  с ребенком о тех людях, которые прославились  своим состраданием. Что именно сделало их такими, как чувствовали люди, которым они помогали, почему это было важно, какое влияние их деятельность оказала на человечество ( Ганди, Мать Тереза, и т.п. у кого какие вкусы и приоритеты в семье)

7. Поощряйте и  учите детей играть в несоревновательные игры. Т.е. игры должны быть разные, в том числе те, где нет соревнования, а дети заняты взаимодействием между собой. Это игры ролевые типа «дочки-матери», поиски сокровищ,  совместная стройка из  кубиков, конструкторов,   любых других материалов. Могут быть  сложные проекты, где каждый ребенок делает свою часть, а затем делится с другими детьми своими знаниями и навыком.

8. Учите детей слушать других. Этот навык позволяет ребенку быть более чувствительным к настроению и чувствам других людей.

9. Делитесь с ребенком разными историями о том, как вам кто-то помог, поддержали и что вы чувствовали,  как на вас повлиял этот случай. Ребенок должен видеть, что забота о других вызывает положительные чувства, действительно помогает людям справится с какими-то трудностями.

10. Дайте возможность ребенку совершать ошибки.  Учите понимать ошибки других. Главное не отсутствие ошибок в жизни, а  стремление их исправить.

11. Желательно отстранить ребенка от избытка информации о насилии.  Однако, естественно, что полностью изолировать его не представляется возможным. С ребенком нужно говорить о том, что происходит в мире, но давать эту информацию с учетом его возраста и особенностей психики.  Более нейтральные события возможно обсуждать в таком ключе « а что бы ты чувствовал»

 Ну и вот к чему эта вся суета со состраданием. Сострадание и способность к сочувствию одна из кардинальных черт отличающих человека с расстройством личности от личности здоровой. Более того, сострадание поднимает самооценку ребенка, развивает его  коммуникативные способности,  умение ладить с людьми. К сожалению, сострадание в настоящее время для многих стоит рядом со слабостью и недостатком силы характера. Однако именно взаимная  поддержка людей, а не их враждебность друг к другу в рамках  тяжелых условий древних времен помогла человечеству выжить.  Так что вероятно и сейчас состраданием не стоит пренебрегать.  И не только из-за стакана воды в старости.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)