Рассказывая про разные расстройства личности, я в основном касалась 3-х разновидностей, наиболее беспокоящих массы в настоящее время. В основном нарциссы, пограничники и истерики составляют тот костяк повседневной проблематики межличностных взаимоотношений. Есть еще расстройства, которые не менее «прекрасны», но они не так остро «звучат».
Довольно часто после прочтения постов о нарциссах или пограничниках люди выражали свое потрясение : « Какой кошмар! Как так можно жить с таким человеком». Вы знаете, жить вполне можно. Даже если считать, что, к примеру, «пограничник»- «ужас, летящий на крыльях ночи», то при осознании своей проблемы такой человек трудно, но все-таки идет к какому-то улучшению своего поведения и сосуществованию с другими. Ну в общем, товарищи, это не самый кошмарный кошмар в семье расстройств личности. Вы еще не слыхали про асоциальное расстройство личности.
Вообще, как настоящие тяжелые низкофункционирующие «асоциальники» не сказать, что сильно ежедневно беспокоят население. В этом состоянии социальная адаптация их сильно затруднена и в силу своих особенностей они практически сразу отправляются на долго « в места не столь отдаленные». А их основная особенность в том, что главный авторитет для них они сами, а все остальные мусор. Из этого вытекает, что все потребности они просто немедленно реализуют без всяких расшаркиваний с обществом, и жестоко подавляют всех, кто проявляет хоть малейшие признаки недовольства данной ситуацией. И даже не важно будет ли это недовольство явным или кто-то даст повод подумать антисоциальной личности о том, что недовольство может иметь место. Эта та категория, которая может реально убить случайного прохожего, за то, что тот не так посмотрел. И не только его не будет мучить совесть, но еще он испытает удовольствие и расслабление от содеянного.
Другими словами, это то самое расстройство личности, которое не вызывает дебатов у населения на предмет « а может быть это просто у него такая сложная организация души». В историческом плане именно это расстройство личности в начале 19 века навело Пинеля на мысль, что здесь какой-то исключительный случай существования. Такой больной вроде бы не выглядел слабоумным или находился в психозе, но делал с точки зрения морали довольно неправильные действия и не сожалел о содеянном. После некоторых размышлений о природе данного состояния Пинель назвал его « сумасшествие без делирия» ( согласно тогдашним воззрениям делирий был основной причиной нарушений психики). Немного позднее другой психиатр, Причард назвал данное расстройство «моральным помешательством», и только к концу 19 века оно стало звучать, как «психопатия».
Да, в то время под психопатией понималась только асоциальное расстройство личности, а все остальное было выделено гораздо позже.
Вместе с тем, как я уже говорила, низкофукционирующих антисоциальников довольно мало, а вот высокофункционирующих – пруд пруди. Закон они явно не нарушают… вернее нарушают, но редко попадаются.
В целом антисоциальная личность, даже при высоком функционировании, не относится к числу приятных. Окружающие обычно считают их немного не в себе и по возможности сторонятся.
Это люди, которые очень любят власть во всех ее проявлениях. Но это не то чтобы любовь как таковая, а жесткая необходимость. В условиях, когда они не являются главными, у них довольно сильно нарастает тревога. Правда, этот период сильной тревоги практически не видим, потому, что людям таким еще характерна импульсивность. Как только тревога повышается на один микрон, они тут же дают разряд агрессии. В их понимании, все кто хоть на тот микрон могут «быть главнее», представляют угрозу их существованию. У них в полнее нормальное Я, но это я чувствует себя совершенно незащищенным, от этого и постоянная потребность себя защищать.
На практике этот человек «хронический революционер». Он всегда не доволен существующим строем, начальством, руководством. При этом качество вышестоящих органов и людей совершенно не имеет никакого значения. Можно менять черное на белое, красных на коричневых и, даже на серо-буро-малиновых в крапинку, в любом направлении, они все равно не будут довольны потому, что любой авторитет в окружающей среде вызывает у них чувство угрозы. В общем-то, претензии к авторитетам у них не сказать, что безумные. Они наделены не плохим интеллектом и могут говорить довольно дельные вещи. Но у них нет никакого желания как-то конструктивно поступать с недостатками или обсуждать пути решения. Тут даже нет эпилептоидной тяги к «наказать за проступок», даже жестоко наказать за проступок. Все таки эпилептоид наказывает, чтобы исправить и направить на путь истинный. Только «вешать на столбах», иногда перед тем, как повесить, помучить. Все созданное врагом разрушить и поплясать на пепелище. Вот в этом моменте можно и увидеть психопатическую подоплеку их поведения. После плясок на пепелище планов четких обычно нет. Нет, ну конечно, что-то формальное они могут предъявить в качестве плана. Например, « а потом мы сделаем, как положено». И это не удивительно, потому, что основная идея это не изменение положения вещей, а устранение потенциальной угрозы, что кто-то возьмет верх на ним.
Асоциальные личности не смотря на свою повышенную агрессивность весьма чувствительны к фрустрации. Собственно их агрессивность и следствие этой чувствительности. Если в споре, или даже не в споре, а в посторонней беседе, кто-то высказывает намеки отличного от асоциальника мнение, то он тут же бросается в бой. Это тот человек, который может влезть в разговор людей в транспорте, ресторане, на вечеринке, чтобы доказать, что они не правы. Свое мнение, человек довольно в агрессивной форме вываливает по поводу и без повода, потому, что у него есть потребность установить над всем живым превосходство. Если же это натуральный спор, где оппонент высказывает действительно другое мнение, то тут человек с асоциальным расстройством бросается на врага. Он не только говорит, что не согласен, но и тут же опускается до площадной брани, самых отборных оскорблений и угроз кровавых разборок. Спорить, как вы понимаете бесполезно, ибо человека волнует не истина в споре, а устранение несогласных, как угрозы их авторитету.
Довольно парадоксально, но довольно сильную агрессию у них вызывают все проявления, которые рассматриваются обществом как хорошие и полезные. Гуманизм, сочувствие, сотрудничество, поиск компромиссов в споре, эмоциональная поддержка, благотворительность и т.п. Так как все это социально обычными людьми воспринимается, как благоприятные факторы, которые улучшают общее функционирование социума и вообще сближают, для асоциальных личностей это сближение выглядит смертельной угрозой. Ведь эти гуманисты могут взять верх над ним. А если подумать, то гуманисты могут усыпить бдительность и затем нанести удар в спину.
На самом деле, для асоциальной личности не существует хороших людей. Есть плохие люди, мотивы которых он понимает ( это как правило другие асоциальные граждане), и плохие люди, со странными или неизвестными мотивами и намерениями. Последняя группа – это «гуманисты», оппоненты, инородцы, лица противоположенного пола. С одной стороны гуманисты и иже с ними вызывают довольно сильное чувство агрессии. С другой стороны таких людей, от которых не знаешь какого зла ожидать, довольно много. Это очень энергозатратно бросаться в бой со всеми, кто может быть потенциально не прав, а тем более продолжать бороться довольно продолжительное время. По этой причине большинству людей, которые имеют отличные от асоциальной личности взгляды или формы существования в этом мире, приписывается определенная степень умственной отсталости, зомбированность, быдлячество, принадлежность к вражеской группировке и т.п. Это позволяет остановить поток агрессии, в отличии от низкофункционирующего асоциальника, который будет биться с несогласными до кровавых соплей. Собственно, кровавые сопли это тоже не повод останавливаться, и «только смерть остановит нас».
Еще одна характерная черта для таких людей, «социальная месть». Когда они начинают агрессивные нападки на кого-то, то это не просто некий выброс негатива на оппонента, как это может сделать «пограничник». Это довольно длительная травля, унижение и издевательство. Это процесс вызывает чувство глубокого удовлетоврения. Особенно часто этот подход применяется в отношении лиц, с которыми не получится качественной кровавой конфронтации. Например, в отношении собственных детей, людей, которые находятся в зависимости от данной личности, и в отношении тех, кто в принципе мог бы ответить пропорционально оскорблению, но просто не знает о существовании данного асоциального элемента. Например, можно смачно плевать в портрет Обамы у себя дома. И себе приятно, и вероятность, что даже если Обама узнает и как-то на это среагирует, стремится к нулю. Но чаще это пристрастие выражается в различных изысканных ругательствах и одобрения различных действий других людей, которые оскорбляют или вредят авторитетным лицам. И в злорадстве бедам и неприятностям. Босс сломал ногу? Ага, вот тебе сцуко, поползай теперь в гипсе, пусть у тебя сгниет нога. Кто-то бросил на участкового ( даже не местного, а проживающего в другом конце страны) тухлое яйцо – бугагашечки, умойся, сцуко, помоями. Этот процесс умаления авторитетных лиц создает иллюзию контроля над ними или даже чувство одержанной победы.
Они не плохие психологи и легко разгадывают слабые места оппонента и бьют туда без всякой жалости. Поэтому поймав кого-то взглядом с капелькой крови, они могут довольно долго преследовать этого человека и клевать его больную рану, только потому, что им это дает ощущение власти.
Так как, чем интеллектуальнее и адаптированее человек с асоциальным расстройством, тем более осторожно он нападает на оппонента. Но что же делать, если оппонент реально может побить, а от его существования очень тревожно. А этот счет у асоциальных личностей существует механизм эмоционального накручивания. Они могут начать бросать в авторитета небольшими камушками, и если авторитет не отвечает, то делается вывод, что авторитет «забоялся». Этот факт придает смелости, уверенности и задора. Далее бросаются все большие и большие камни. Трагедия в том, что асоциальник может заиграться. Убеждая себя при отсутствии реакции врага в том, что враг почти повержен, он все больше смелеет и может пропустить момент точки невозврата. Тут его авторитетное лицо может действительно довольно грубо остановить и даже устранить. При этом для асоциальника это будет полной неожиданностью, но он все равно, пока жив будет утверждать, что врага победил морально и враг его все равно боится.
Довольно интересное отношение таких лиц к закону. «Закон –это я». Все что совпадает с желаниями такого человека, это хорошие законы и их нужно соблюдать всем. Тех кто не соблюдает правильные законы, нужно вешать на столбах. Те. Законы, которые с их желанием не совпадают – это плохие и неправильные законы. Эти законы не только можно, но и нужно не соблюдать. Но и хорошие законы тоже иногда можно оставить в стороне. Например, когда нужно задавить врагов и развесить их на столбах. Это же враги, чего тут с ними цацкаться. Кроме того есть хорошие законы, но для всего остального мира, но не для социальника. Например, можно садиться за руль пьяным и превышать скорость. Но другим нельзя, это только правильным людям можно. Иногда несоблюдение законов просто объясняется тем, что кто-то их тоже не выполняет, и это снимает с асоциальной личности всякую ответственность. Вот в Индонезии рыбу круглый год ловят, какого фига в РФ какие-то ограничения весной? Что же мы хуже индонезийцев?
Ну и последнее в отношении законов. Если асоциальная личность чувствует угрозу, то это сразу развязывает ей руки, и они могут совершенно не чувствуют себя связанными с какими-то ни было законодательными актами. За зуб они требуют не зуб, а всю челюсть.
В принципе такие граждане чаще всего оседают в разных структурах власти и организациях с четкой иерархией. Хоть иерархия их постоянно напрягает, но они там могут сливать свой негатив на подчиненных и зависящих от них лиц. Они хорошо чувствуют себя в армии, полиции, тюрьмах. Они могут быть очень успешными бизнесменами и политиками. Успех им приносит полная беспринципность и безжалостность к конкурентам. Однако, для того чтобы осесть где-то на работе нужен довольно высокий уровень социализации. Те кому с социализацией не очень везет, общество постоянно отталкивает, что часто дает причину для различных паранояльных умозаключений и желанию отомстить всем и вся.
Так что вот такие еще люди встречаются серди нас.
Комментарии (1)
Рекомендую заучить наизусть абзац про невозврата :)