Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

EXCELSIOR - ВЫШЕ НЕКУДА!

Sunday, 18 December, 05:12, botalex.livejournal.com
Сегодня посмотрел гастрольный балет "Excelsior" из Ля Скала. Увы, итальянцы не порадовали. Пребываю в полном унынии, и даже потраченные 5600 р. за место в 1 ярусе не оказывают плацебо-эффекта...

IMG_2042
Сегодняшний Милан гармонично сочетает прошлое и настоящее. Эклектика не режет глаз, чего не скажешь о сегодняшнем спектакле. Снято в двух шагах от Ля Скала, 2009.

Ощутил себя на концерте, посвященном XXV съезду КПСС. Вспомнил вот этот ролик (смотреть до конца):



Либретто "дискотеки" пересказывать не стану. Мои балетные посты кроме балетоманов все равно читать никто не станет, а те найдут всю информацию здесь.

Смысл действа ясен: попытались зажечь зрителя зарей индустриализма (первая постановка "Эксельсиора" состоялась в 1881 году). Когда все это дело решили реанимировать в 1974-ом, от первородного спектакля Луиджи Манцотти мало чего оставили. 130 лет назад сена Ля Скала в буквальном смысле ломилась под живыми слонами, верблюдами, лошадями, сотнями аллегорических и мимансовых фигур. По мнению авторов новодела, воспроизведение сценохореографии того времени, в наш уже по-настоящему просвещенный век, превратило бы открытие шедевра в "грандиозно чудовищную пародию". Вот и решил хореограф Уго Делль'Ара (1921-2009) с "полным уважением к манере той эпохи" и "соблюдая все пожелания относительно хореографии, которые Манцотти зафиксировал в документах о спектакле" адаптировать спектакль к запросам современного ему зрителя. Вспоминая свое детство, верю, что в 1974-ом увиденное сегодня пошло бы на ура. Но в наше время виртуализированного индивидуализма, на мой взгляд, сбылись самые худшие опасения постановщика сегодняшнего спектакля Филиппо Кривелли, чьи цитаты я привел выше: вдохновенный масс-культ выродился в пародию, труп реанимирован в уродливого зомби. Возможно, при тщательной переработке спектакля его можно было бы преобразовать в стильное ретро, но именно этой необходимой винтажной стилизации я не увидел.

Прогресс бывает всяким. В психиатрии часто говорят о прогрессирующем слабоумии, например... К концу первого действия я уже физически страдал размягчением мозга! Понимаю, что клеенные усы на всех парнях - то самое "уважение к манере эпохи", но на фоне тщательно выбритых подмышек и гладких ног этот бутафорский атавизм наводит на печальные мысли о неистребимости того самого Обскурантизма, что должен быть уничижен по замыслу спектакля. Впрочем, прогресс, как и Дуомо не сразу строился, а сотни лет...

Duomo di Milano
Duomo di Milano - третий по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. Стройка началась в конце XIVв. и продолжалась до XIX-ого, когда коронованный в Дуомо Наполеон завершил финансирование фасада. Последние из пяти шедевральных врат собора были отлиты всего век назад.

Antonella Albano в партии Цивилизации и (не путать!) Мировой цивилизации откровенно нервировала. Вроде покрытие было ровным, но ступала по нему танцовщица, как по болоту с редкими кочками, отчего никак не поспевала за музыкой. И зачем такой крохе идти на такой высокий прыжок, который неизбежно завершится обрывистым неловким приземлением?!

Eris Nezha танцевал партию Раба в двух ипостасях - в генуинно рабской с непременным актом флагелляции (стала знаменитой благодаря Roberto Bolle, радующего дам обнажением всей своей мускулатуры, впрочем не только в этом спектакле) и в княжеской (демонстрирующей, очевидно, что научно-технический прогресс всякого троглодита способен отмыть и одеть). Не скажу, что Эрис порадовал меня своей техникой (не Bolle и не Jose Carreno), но все же привнес хоть что-то балетное в сегодняшний вечер. Опять же, бабушка, сидящая по правую руку, оживилась (я уж боялся, уснёт и плюхнется со стула - до того клевала носом), а после спектакля, вычитав его имя в программке, звала танцовщика Эросом :).

Central door by Ludovico Pogliaghi (completed 1908)
Флагелляция (избиение Христа) на бронзовом барельефе центральных ворот Дуомо была закончена Людовико Польяди только в 1908 году, хотя сам собор заложили еще в 1386-ом. Теперь местные прикасаются на удачу равно к колену Христа и к икре бичевателя.

Впрочем, "Эксельсиор" не особо дансабелен, в нём преобладают парадные марши и пробежки подстать помпезному замыслу.

Костюмы смотрелись презабавно... Итальянцы и правда любят краски поживее (сопоставьте хотя бы стили Brioni и Kiton с английской классической скучищей), но современная Италия отнюдь не аляповата! В Милане 2009-ого я поразился, насколько стильно смотрелось большинство прохожих. Почти все молодые люди одеты в строгие костюмы, дорогие сорочки синего и гораздо реже сиреневого спектра, ремень и ремешок часов, равно как и носки строго соответствуют туфлям. И вот на фоне этого потока очень трогательно и не менее стильно смотрятся пожилые миланцы, одетые по моде своей молодости (благо, качественная итальянская шерсть способна пережить своего хозяина) - в клетчатые твидовые пиджаки, со вкусом подобранные яркие галстуки, вельветовые или молескиновые брюки. Вот в этой живой миланской сутолоке Ретро действительно с изящной небрежностью и совершенно гармонично дополняет и оживляет офисную строгость.

Сегодняшний спектакль, увы, ничем не оживил моих будней, даже на фоне невыносимо мрачных декабрьских погод. Считаю вечер бездарно убитым :(

Duomo di Milano
Христианские мученики на бронзовых барельефах врат Дуомо. Надпись гласит: "Христианин по божьему побуждению". Бог терпел и нам велел, проще говоря...
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)