Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Эспрессо-советы

Wednesday, 07 December, 00:12, ksonin.livejournal.com
После 4 декабря политик-претендент на президентство-2012 должен был испугаться. Речь не идёт про физический страх, а только про политический расчёт. Испугаться можно, грубо говоря, двумя способами – как Ельцин зимой 1996-го и как (коллективный) Янаев летом 1991-го.

Испуг типа «Ельцин-зима-96».  (Если в Кремле объясняют провал 4 декабря в основном экономическими причинами.)
Нужно не только тратить деньги (в 2011 потрачено было очень много). Нужно идти на большие уступки. Ельцин зимой 1996-го сделал поворот во многих политических направлениях. Уволил вице-премьера Чубайса – уступка электорату, колеблющемуся между ним и коммунистами. Им же – меры по борьбе с невыплатами зарплаты и увеличение пенсий. Съездил в Чечню и объявил мирные инициативы – уступка «либеральной части» спектра – тем, кому коммунистический кандидат был менее привлекателен, чем демократический, но которых трудности последних лет увели от Ельцина. (Именно их «возвращению» Ельцин обязан победе в 1996-ом.) Про уступки губернаторам – тем более. Уступки «ястребам» - назначение генерала Лебедя – тем более. Олигархам – тем более.

Что должен сделать Путин в рамках этой стратегии?

Уволить наиболее непопулярных министров и сотрудников администрации. Уволить кого-то «за коррупцию» - ещё лучше. Назначить на какие-то важные посты «знаковые» фигуры для тех групп, чьи голоса Путин растерял, но хотел бы вернуть. Например, популярных мэров и губернаторов из регионов, где  ЕР набрала мало голосов. (Президент Медведев успел высказаться о возможном увольнения этих губернаторов – у политических советников должны волосы на голове встать дыбом от такой идеи. Так можно, действительно, и массовые волнения спровоцировать. Или речь только о тех, кто сам возглавлял список?) На видимые, но церемониальные посты (условно, Совет безопасности) назначить известных военных (условно, Куроедова, Шаманова, и т.п.).  

Пойти на значительные уступки системной и «несистемной» оппозиции. «Системной» - например, вице-председательские посты в Думе Миронову и Зюганову. Не исключено, что открыто пообещать премьерский или вице-премьерский пост тому же Зюганову – я понимаю, что пост премьера уже публично обещан, но реально Зюганов, согласившись, принесёт больше голосов, чем Медведев. (Не в том дело, что Зюганов популярнее Медведева, а в том, что голоса сторонников Медведева у Путина и так есть.)

«Несистемной» - больше уважения. Фанаты (условно) Яшина и сторонники Немцова не проголосуют за Путина, конечно (но и это и небольшой процент голосов), но «молчаливые миллионы», не поддерживая Яшина-Немцова, похоже, с неодобрением относятся к преследованию оппозиционеров. Другими словами, если допустить (условно) Касьянова до президентских выборов, то возможен выигрыш среди тех, кто за Касьянова не голосует, но не хочет, чтобы его отстраняли от выборов. Может быть, нужно помиловать Ходорковского и Лебедева (это как раз типичная задача для социологов – сделать фокус-группы и опросы – как отнесутся избиратели, особенно «молчаливые миллионы», к этому?).

Ездить все четыре месяца по стране, как Ельцин в 1996-ом. Выступать на митингах и встречах с избирателями, несмотря на возможный свист. Всё-таки свист в «Олимпийском» был вызван необъявленным появлением на мероприятии, куда люди пришли вовсе не смотреть на премьера. На митинге в поддержку такого не будет – туда придут люди, которые скорее положительно относятся к политику.

У Путина есть серьёзные преимущества перед Ельциным в 1996-ом – и единая команда во власти (с очень высоким уровнем доверия внутри команды), и гораздо больше денег. Что очень важно, Путин находится в хорошей физической форме. Собственно, велик шанс, что он выиграет, ничего не меняя в своей политике – я просто предполагаю, что он собирается что-то поменять.

Проблема Путина в 2012, по сравнению с Ельциным  в 1996-ом, состоит в том, что телевизионной и прочей рекламы его преимуществ уже так много, что её реально трудно увеличить. (Экономист скажет – при таком высоком уровне предельная отдача от дополнительных усилий становится слишком маленькой.) В 1996-ом «Голосуй, а то проиграешь» оказалась эффективна после пяти лет вялой и непрофессиональной информационной политики ельцинских правительств… Поэтому мне и кажется, что на пути увеличения пропаганды – тупик.  

Совсем коротко, надо заняться политикой, а не политической рекламой. Я в то, что будет выбран это путь, не очень-то верю, но считаю, что он, в принципе, перспективен.

Испуг типа «Янаев и Ко-лето-91».  (Если в Кремле объясняют провал 4 декабря подрывной работой незамеченных до этого организаций.)

В этом случае нас в конце концов ждёт что-то типа ГКЧП – попытки завернуть гайки намного сильнее, чем сейчас. (Члены ГКЧП, напоминаю, были уверены, что спасают страну от внешних и внутренних врагов и что население ждёт этого спасения.)

В этом сценарии кого-то учить, только портить. Кричать погромче о внешних и внутренних врагах, провоцировать международные мини-конфликты, показательно закрывать «Эхо Москвы», Slon и т.п. Этот вариант мне представляется довольно вероятным, а вот результат примерно таким же, как и в 1991-ом. 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)