Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Диссоциативные расстройства у детей.

Суббота, 03 Декабрь, 14:12, gutta-honey.livejournal.com
    Диссоциативное расстройство знакомо людям в первую очередь по блокбастерам и бестселлерам. Эта та самая история по поводу «раздвоения личности» когда главный герой, разыскивающий преступника, сам оказывается тем самым преступником. Такие драматичные вещи в жизни можно сказать, совсем не встречаются. Вероятность теоретическая есть, но учитывая распространенность расстройства связанной со множественной личностью, она стремится к нулю. К тому же среди всех диссоциативных расстройств множественная личность занимает довольно скромное место.

Еще производители фильмов очень любят такие диссоциативные расстройства, как одержимость и диссоциативная амнезия, когда главный герой испытывает чувство, что в него вселилось какое-то злое существо или он вдруг, пережив стресс, забывает кто он и не узнает своих родных. Другие расстройства этой группы менее драматичны, и поэтому не сильно привлекают внимание авторов.

Я тут уже как-то писала уже об этом http://gutta-honey.livejournal.com/150152.html . и в это раз хочу больше внимание обратить на данные расстройства у детей.

Диссоциация впервые была описана Ж. Пиаже, который отметил, что некоторый опыт может отделяться от цельного опыта личности, и существовать отдельно. Происходит это в первую очередь в результате серьезных психологических травм. Когда индивид не в состояние «переварить» полученный опыт. Этот выделенный опыт может формировать отдельную личность, которая имеет другие условия формирования, другой опыт и другие характеристики. Механизм этот, хоть и занимательно выглядит, но входит в число примитивных, и часто характерен для детей, но может длительно сохраняться даже у взрослых.

Основные события, которые могут формировать диссоциативное расстройство

• физическое насилие
• сексуальное насилие
• эмоциональное насилие ( на ребенка кричат, унижают, лишают его общения с социумом и т.п)
• пренебрежение (неоднократно игнорируют физические и / или эмоциональные потребности ребенка)
• ребенок стал свидетелем насилия в семье или на улицах
• насильственные или повторные потери близких (в том числе похищение ребенка)
• ребенок находится на попечении напуганых или пугающих родителей
• ребенок получал телесных повреждения или перенес болезненные медицинские процедуры или имел тяжелые болезненные состояния требующие длительного лечения (например, ожоги, рак)
• Ребенок становился участником пугающих и болезненных несчастных случаев
• Ребенок был свидетелем стихийного бедствия (например, землетрясения, наводнения)
• Повторное и неожиданное отлучение ребенка от человека, который заботится о нем и давал ему эмоциональную поддержку
• Ребенок является объектом издевательства


Однако диссоциация далеко не всегда приводит к формированию отдельных личностей. Часто она случается и в норме. Например:

1. Ребенок поглощен игрой и не слышит, что вокруг происходит.
2. У ребенка есть воображаемый мир, о котором он любит рассказывать, но четко понимает, что этот мир не является реальностью.
3. Ребенок или взрослый читает или смотрит телевизор, думает о чем-то и затем не может вспомнить, что он прочитал.
4. Ребенок забывает какие-то болезненные моменты, например физическую травму, и этот пробел памяти никак не влияет на его дальнейшую жизнь.

Патологическая диссоциация возникает в том случае, когда ребенок пытается справиться с довольно сильными негативными переживаниями. Это может быть одно событие или же череда событий, во время которых ребенок испытывает сильный страх и беспомощность, и которых он не может избежать. Ребенок блокирует свои переживания в памяти, или у него возникает состояние транса, как будто переход в «другое измерение»
Выделяют 3 степени тяжести диссоциации:

1. Легкая – ребенок впадает в состояние транса, не слушает учителя, не помнит, что происходит вокруг.
2. Средней тяжести – возникновение деперсонализации. Это состояние, во время которого человек чувствует себя измененным, отстраненным от своего тела. Так дети могут справляться с фактами насилия, отключая себя от боли и других неприятных чувств. Может так же возникать дереализация, которая дает ощущение нереальности происходящего вокруг. Такая реакция может возникнуть в случае устрашающих ребенка ситуаций.
3. Тяжелая степень характеризуется появлением других личностей, со своей жизнью и характеристиками

Как ребенок ведет себя во время диссоциалтивного эпизода и как можнородителям заподозрить, что диссоциация имеет место:

1. Ребенок по разному разговаривает с вами. То он говорит, как взрослый, или же соответствующий своему возрасту, то вдруг начинает вести себя как маленький, меняет голос, сюсюкает, начинает играть в игры, которые вроде бы уже перерос.
2. Ребенок вдруг начинает вести себя агрессивно, то вдруг снова становится спокойным любящим и добрым.
3. Ребенок говорит про о себе, называя себя разными именами или вдруг начинает именовать себя «мы»
4. Ребенок использует разные манеры поведения, с которыми связан буд-то бы другой голос, интонация, привычки, стиль одежды.
5. Сегодня он с удовольствием есть одну пищу, завтра он говорит, что терпеть ее не может.
6. Ребенок впадает в транс на уроках, дома, с друзьями. На праздниках и не может рассказать, что с ним происходит.
7. Выражение лица ребенка может драматически меняться от улыбки до злобы без видимой на то причины.
8. У ребенка случаются периоды агрессии, во время которых его глаза какбуд-то выглядят безжизненными и стеклянными.
9. Ребенок может уходить куда-то без причины, и затем не может объяснить, как он туда попал и что делал.
10. Эмоции так же могут меняться драматически и без всякой видимой причины.
11. Ребенок может демонстрировать несоответсвующие эмоции. Например начать смеяться, когда он грустит, или плакать во время приятного события. Объяснить почему он так себя ведет, не может.
12. Ребенок не показывает вообще никаких чувств, говорит что не знает, что должен чувствовать в тот или иной момент.
13. Ребенок может весь день провести на занятиях и вроде бы понять тему, как вдруг на следующий день он вообще не может ничего сказать по поводу того, что только что изучил. В тестах показывает нормальную память.
14. Однажды столкнувшись с проблемой, ребенок хорошо себя повел и сумел ее решить, через какое-то время, он снова попадает в ту же ситуацию и не знает, что делать или делает какую-то глупость.
15. Ребенок может начать неожиданно нервничать в совершенно спокойной обстановке, когда в реальности ему ничего не угрожает. Либо наоборот, в ситуации опасности ведет себя так. как будто с ним ничего и не может случиться
16. Ребенок не помнит важные даты и события в совей жизни и жизни близких людей, которые совсем недавно имели место.
17. Не помнит какие-то события, которые имели место в его жизни. При этом есть свидетели, что ребенок находился в том месте и в то время.
18. Ребенок слышит голоса в голове.
19. Ребенок утверждает, что внутри него есть человек, который говорит ему, что делать
20. Ребенок одно время говорит о себе как о плохом и негодном и о том, что мир вокруг опасен и зловещ, то вдруг вполне собой удовлетворен и не видит в мире ничего плохого.
21. Ребенок может испытывать флешбеки ( неожиданный наплыв травматичных воспоминаний) во время которых не уверен, где находится и что с ним происходит.
22. Ребенок может приходить домой грязный или мокрый, или с травмами и не может объяснить что и как случилось.

Почему родители должны быть осведомлены об этом расстройстве. Хоть далеко не каждый ребенок с диссоциацией может быть множественной личностью, но более мягкие формы диссоциации могут формировать симптомы схожие с СДВГ. Периодов «провалов» у ребенка может быть довольно много, от чего он не успевает услышать что учитель говорит в этой реальности. Более того совершая те или иные действия под влиянием другой личности, ребенок может додумывать объяснение зачем он это сделал или же отказываться что он делал именно это, что у родителей создает впечатление, что ребенок врет.

Довольно типичная картина: вы с ребенком разговариваете о том как вести себя в той или иной ситуации. Малыш активно и правильно говорит, что так делать нельзя и как нужно делать. Через какое-то время вы обнаруживаете, что ребенок сделал именно так, как «нельзя». Либо ребенок может активно осуждать действия своего товарища и тут же делать то же самое, что и осуждаемый ребенок. Эта ситуация может быть и симптомами других состояний, но и диссоциативные расстройства стоит учитывать, потому как вы можете договориться с одной личностью ребенка о чем-то, а другая будет совсем не в курсе о чем идет речь. В большинстве случаев личности ребенка могут потом самостоятельно интегрироваться, когда ребенок станет достаточно взрослым, чтобы переварить, что с ним случилось, но неправильное поведение и реакция взрослых на него может быть дополнительной травматизацией.

Кроме того стоит учитывать, что 71% детей с СДВГ могут иметь еще и диссоциативные расстройства ( вероятно из-за высокой чувствительности к фрустрации и стрессам). Так что тут диссоциативные расстройства могут сильно добавить «удовольствия» к проблемам СДВГhttp://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16884444

И еще диссоциативные симптомы сопутствуют таким неприятным вещам как пограничное расстройство личности и расстройства пищевого поведения.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)