Другие новости от victorsolkin.livejournal.com
Реклама на проекте
Невозможная красота Дендеры. Из новых фото.
Sunday, 30 October, 16:10,
victorsolkin.livejournal.com
Дендера. Пронаос храма богини Хатхор. I в. до н.э. - I в. н.э.
(с) фото - Виктор Солкин, 2011
Пройдя между огромных колонн храма, невольно поднимаешь глаза вверх: по ослепительно-бирюзовому каменному «небу» плывут в своих ладьях созвездия и божества. Поглядеть на них сюда как-то приезжала сама Клеопатра VII. Это случилось двадцать два века тому назад.
Храм в Дендере, называвшийся в древности Иунет та нечерет – «Незыблемая твердыня богини», сохранился чудом. Римские торговые фактории перетянули за собой поселение на восточный берег Нила, в город Кена. Люди ушли. Растаскивать храм на камни было некому. Полузасыпанная песками, обитель богини Хатхор, каменные лики которой старательно сбивали монахи, нашедшие здесь себе приют, ждала своего истинного первооткрывателя. Им стал Жан-Франсуа Шампольон, великий дешифровщик древнеегипетской письменности, приехавший в Дендеру со спутниками в 1828 году. «Я не буду пытаться описывать впечатление, которое, в частности, произвел на нас портик большого храма, - писал позже ученый. - Можно рассказать о его размерах, но дать представление о нем невозможно. Это – максимально возможное сочетание грации и величия. Мы провели там в полном упоении два часа. Вместе с горсткой наших феллахов бродили мы по залам, пытаясь при свете луны разобрать высеченные на стенах надписи…»
Дочь солнечного божества, Хатхор почиталась египтянами как идеал женственности, материнства, «Золотая госпожа любви». Она слыла подательницей вечной жизни, защитницей живых и умерших, предвечной матерью, телом которой является небо. В гневе милостивая богиня становится беспощадной. Приняв облик львиноголовой Сехмет, богиня, согласно преданию, беспрестанно преследовала людей, восставших против вселенской гармонии Маат, установленной богами и в ярости покинула страну, обрушив на нее голод и засуху. Боги и люди хитростью и дарами умиротворили Хатхор и уговорили ее вернуться в Египет; вместе с богиней в страну вновь пришли благополучие, радость, урожай и могучий паводок Нила. Домом возвратившейся богини стал величественный и необычайно красивый храм в Дендере, известный еще с III тысячелетия до н.э.
Знаменитая святыня не раз перестраивалась. Еще в XXIII в. до н.э. царь Пепи I расширил древнее святилище богини, в память о чем носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры»; судя по сохранившимся текстам, благодарное жречество помнило об этом деянии царя даже на рубеже нашей эры – то есть, как ни сложно это себе представить, две тысячи триста лет спустя. Каменные блоки с именами великих царей Среднего и Нового царств – Аменемхета III, Тутмоса III и Рамсеса II были положены в основание здания, воздвигнутого в I тысячелетии до н.э. при наследниках Александра Великого - Птолемеях, и их преемниках – римских императорах. Вновь возведенный храм действовал на протяжении пяти веков.
За монументальными воротами открывается храмовый двор. В виде четырех великолепных ликов богини выполнена руками древних мастеров каждая «хаторическая» капитель первых шести колонн пронаоса – крытого колонного зала, передняя часть которого открыта лучам утреннего солнца. Нижние части колонн соединены небольшими стенками, отделяющими внутреннюю, сакральную часть храма от проникновения внешнего мира. Каждая огромная колонна это каменное подобие систра – священного музыкального инструмента Хатхор.
Восемнадцать колонн пронаоса символизируют собой не только систры, но и предвечные «опоры небес»: потолок зала украшен сохранившими и по сей день свой поразительный цвет образами планет, важнейших созвездий, знаков зодиака, иллюстрациями, рассказывающими о прохождении ладьи солнечного бога через двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Огромные фигуры богини Нут, персонифицирующей само небесное пространство, обрамляют плывущие в вечности ладьи Осириса-Ориона, Исиды-Сириуса, других небесных божеств. Рожденный Нут диск утреннего солнца своими девятью лучами освещает эмблему в виде лика Хатхор, изображенного в форме иб – сердца – символа святая святых храма в Дендере.
Центральный проход ведет через небольшой гипостиль к святилищу храма, которое всегда находилось в полумраке, освещенное лишь масляными лампами и играющими на обитых золотыми листами стенах скупыми пучками дневного света, который проникал через специальные световые люки. Первозданная темнота еще раз напоминала о силах, окружавших тайну мироздания и о великих таинствах. Святилище - это не просто центр всего комплекса и место для статуи божества. Это храм внутри храма, сакральный центр микрокосма, символ предвечного холма земли, появившегося в начале творения, обитель божественного духа, сошедшего для воссоединения со своим рукотворным изображением. Помимо культовых статуй, здесь же находились и священные ладьи богини и божеств ее круга.
На рельефах, украшающих стены, царь подносит богине жертвенные дары – молоко, священные воду и вино, благовония, лотосы, систры, фигурку богини истины Маат, воссоединяя вселенский миропорядок, провозглашая новое торжество вселенной над изначальным хаосом. «Воздвиг он Дом Великой, подобен он горизонту небес, - прославляют царя тексты. - Стены храма покрыты словами душ божественных, вырезанными великолепно, золотом на две трети защищенными, расцвеченными. Облик его подобен лучам солнечным и Сириус в небесах сияет напротив его святилища… Вот, говорит госпожа душам божественным, что окружают ее, спутникам Величества своего, что рядом с ней: «Идите за мной, и возрадуйтесь со мной в святилище… Она молит Ра за город свой в щедрости своего сердца и дает она за это царю Верхнего Египта пребывание на троне… в вечности».
Раз в год, во время праздника Упет ренепет - Нового года образы богов, почитавшихся в храме, выносились на солнечный свет. Жрецы помещали статуи в особую очистительную часовню – уабет, которая располагалась недалеко от святилища. Специальными стенками внутренняя часть уабет отделена от остального храмового пространства. Две колонны, увенчанные ликами Хатхор, поддерживают потолок, украшенный фигурой богини Нут, рождающей утреннее солнце. Здесь, среди священных эмблем и даров, рукотворные статуи богини проходили специальное ритуальное очищение. После очищения по лестницам, расположенным в стенах храма, статуи выносились на крышу комплекса, чтобы Хатхор смогла воссоединиться с божественными лучами своего солнечного отца. Поднятые на крышу статуи помещались в специальном киоске, чтобы торжествующее солнце, вновь победившее в последнюю ночь старого года силы тьмы, наполнило статуи и весь мир своей благодатной силой.
Однако самые сокровенные божественные образы и ритуальный предметы никогда не покидали специально предназначенных для них помещений – крипт. Храм Хатхор насчитывает пятнадцать обнаруженных к настоящему времени крипт, расположенных в три яруса. На стенах крипт запечатлены важнейшие сакральные церемонии культов Хатхор, ее супруга Хора, Исиды, сына Хатхор – бога музыки Ихи, Осириса; здесь же сохранились уникальные изображения ритуалов, празднеств, зримых образов божеств с точнейшими указаниями размеров и материалов, из которых они были выполнены. Так, в одной из подземных крипт показана статуя Хатхор в облике птицы с человеческой головой, увенчанной традиционной короной богини - рогами и солнечным диском. Текст рядом уточняет: «Хатхор, госпожа Дендеры, которая в обители своей: солнечный диск из золота, из дерева она обработанного; высота: один локоть, три ладони, один палец». Среди особо почитаемых священных предметов, использовавшихся в культе богини, здесь упомянут менат – массивное ожерелье, состоящее из многочисленных низок бус и противовеса, сотрясение которого отгоняет зло и способствует возрождению новой жизни; сущность Хатхор входит в это украшение во время храмовой службы, одушевляет его, проявляясь в нем, дарует процветание и бессмертие.
Именно в Дендере было положено начало почитания и другой великой египетской богини – Исиды, «Великой матери бога». Здесь, согласно текстам, родила богиня неба Нут любимейшую и величайшую из своих дочерей – супругу Осириса и мать Хора. На месте, где произошло это таинство, был построен небольшой храм Исиды. Он расположен позади храма Хатхор. От святилища, возведенного в IV веке до н.э., сохранилась самая важная его часть – огромная «ложная дверь», через которую храм посещала из иного мира сокровенная сущность богини, и тайный покой, в котором еще виден силуэт полуразрушенной фигуры Нут, рождающей Исиду.
Основные таинства, связанные с культами Исиды и Осириса, проходили в специальных шести «верхних» святилищах, находящихся на крыше храма Хатхор – туда и сегодня можно подняться по истертым ступеням лестниц, скрытых в толще храмовых стен. На стенах святилищ сохранилось точное описание способов изготовления и освящения фигур «прорастающего Осириса» - фигурок бога, выполненных в процессе особого ритуала из нильского ила, земли и зерна. Покрываясь побегами проросших зерен, такая фигурка Осириса символизировала собой победу над смертью, возрождение. На потолках этих помещений сохранились поразительные изображения небесных божеств; на одном из них когда-то был помещен и знаменитый Дендерский зодиак, созданный в I в. до н.э. и находящийся, к сожалению, в настоящее время в Лувре. В Дендере его заменил гипсовый слепок. Это не единственный круглый египетский зодиак, однако, он по праву считается самым красивым. Небесное пространство поддерживается четырьмя богинями – «опорами небес». У внешнего края зодиака фигуры тридцати шести деканов – наиболее значимых созвездий, - составляют его внешний «круг»; в центре плиты расположены северные созвездия, хранящий проход в иной мир. В промежутке между северными созвездиями и деканами изображены созвездия юга и собственно знаки зодиака, которые были привнесены в египетскую культуру, не знавшую астрологии, из Месопотамии.
Часто церемонии празднеств Хатхор, Исиды и Осириса проходили ночью, при свете нескольких сотен масляных светильников, на священном озере храма. В наши дни озеро высохло и заросло финиковыми пальмами. Здесь, рядом с озером, на задней стене храма Хатхор сохранилось самое знаменитое изображение Клеопатры VII, которая вместе со своим страшим сыном, Цезарионом, почитает богов. Она, гречанка по крови, изображена в египетских одеяниях, отождествляющих ее с богиней-звездой Сириус. Совершив паломничество в Дендеру, Клеопатра - последняя из независимых египетских владык, - сама хотела предстать здесь перед потомками живой богиней, земным подобием золотой Хатхор - той, «что ведает всеми тайнами женского сердца».
(с) N*Joy. Travel & Leisure Guide 4(7), 2010
(с) Виктор Солкин - текст 2010, фото 2011
Комментарии (0)