Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Monday, 24 October, 12:10, alien3.livejournal.com

На днях произошло событие, которое должно было бы кардинально изменить наше будущее. Почему должно было бы?
Потому, что слова в нашем мире значат всё меньше и меньше.
Но теперь ближе к делу.
Вот ссылка на стенограмму заседания Государственной Думы 07 октября 2011г*, где перед депутатами выступил глава Роскосмоса Владимир Александрович Поповкин (здесь ответы на вопросы депутатов via [info]kraamis).
Если длительное время руководство заигрывало с публикой словами то о Луне, то о Марсе, теперь вроде бы окончательно поставлена цель - Луна:


Луна (фото Наташи ([info]nightnat) и Альберта ([info]garnelis))

«Дело в том, что отрасль такая ёмкая и долгосрочная, что мы попытались заглянуть до 2050 года, чтобы посмотреть: а куда же стратегическая линия должна идти? И в соответствии с полученными результатами приоритетом для дальнейшего исследования и освоения должна стать Луна — это говорят наши учёные. Пилотируемые полёты на Марс, астероиды — перспектива неблизкая, переход к их реализации будет определяться не только уровнём экономического развития страны, но, к сожалению, и самим ходом технологического развития. И в настоящее время вот на основании этого системного проекта мы ведём работу над стратегией развития космонавтики России до 2050 года, где мы более подробно всё отразим, и мы рассчитываем довести её основные положения до самого широкого круга специалистов, российской, мировой общественности, чтобы обсудить всем, чтобы не ошибиться в выборе главного пути. Конечно, в первую очередь мы будем прислушиваться к специалистам».

Здесь можно прочитать обсуждение выступления Владимира Александровича Поповкина. Но если честно, как-то он невнятно сказал о Луне. Вроде бы поставил точку в одном «философском вопросе», а может и нет.
Я знаю, что на Марс дорога человечеству пока закрыта. России навсегда (это будет уже другой мир, другая страна).
Но мне бы хотелось, чтобы глава Роскосмоса не был голословен. Луна, значит Луна. Это достойная цель для космонавтики - изучение и освоение. Всё, как говорит Борис Евсеевич Черток (речь с конгресса астронавтов и космонавтов в Москве):

«— В этом году мы отмечаем 50-летие первого полёта человека в космос и первого суточного пребывания человека в космосе. И прежде всего вспоминаются люди, которые это осуществили — космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов.
Ко всему, что говорилось в воспоминаниях, нужно добавить, что Гагарину было свойственно ещё и хорошее чув­ство юмора. Я не знаю, сам ли он это придумал или кто ему подсказал, но, во всяком случае, ещё при его жизни ходил такой рассказ.
Когда Гагарин вернулся из полета, с ним встретился один на один глава государства Никита Сергеевич Хрущёв, который спросил: «Юрий, ты был там, где никто из людей ещё не побывал. Скажи: ты Бога видел?» Гагарин ответил: «Никита Сергеевич, видел». «О! Надо же! Но, знаешь что, ты никому об этом не говори».
Как известно, Гагарин путешествовал по разным странам и его принял Папа Римский. И Папа задал ему вопрос: «Сын мой, ты был там, где никто из людей ещё не бывал. Скажи, ты там Бога видел?» «Ваше Святейшество, не видел я Бога». «Я так и думал. Но только никому об этом не говори»...

Впервые в истории человечества силами многих тысяч учёных, инженеров, рабочих были созданы условия, позволяющие человеку сделать вокруг Земли энное количество витков в зависимости от высоты и программы полёта. Сегодня ваша Ассоциация участников космических полётов насчитывает более 500 человек, которые отличаются от всех нас, в том числе и от меня, тем, что побывали в космосе. Отрасль науки и техники, которой мы вместе занимаемся, называется «пилотируемая космонавтика». Сегодня довольно остро стоит вопрос о её перспективах и о том, нужна ли она человечеству. Я имею по этому поводу свои соображения. Они очень спорные, со мной многие не согласны. Но если уж мне дали слово, то позволю себе высказаться.

После очередного кризиса, или, как теперь говорят, дефолта, каждое космическое государство, считая оставшиеся деньги, задумывается: а надо ли заниматься пилотируемой космонавтикой?

Если подходить к этому вопросу с позиции министерств обороны, то военным, в общем-то, цели и задачи пилотируемой космонавтики не очень понятны. Трудно найти боевую задачу для человека в космосе. Не будет же он стрелять по противнику, находящемуся в другом космическом аппарате. Для этого есть иные, гораздо более эффективные виды оружия. Так каковы же перспективы пилотируемой космонавтики? И в какой мере страны, являющиеся передовыми в области ракетно-космической техники, заинтересованы в развитии именно этого направления?

Этот вопрос, мне кажется, надо рассматривать с позиции развития всей космонавтики. Одна из таких стратегических задач — это присоединение Луны к Земле. Конечно, не с помощью верёвки или троса, а превращением Луны в базу, позволяющую разрабатывать её ресурсы. Цели и задачи такой базы — использование Луны как обсерватории и станции наблюдения за тем, что творится здесь у нас, на Земле. Вот для этого пилотируемая космонавтика действительно необходима!

Сегодня она представлена экипажем Международной космической станции. Шестеро космонавтов и астронавтов проводят научные эксперименты и обслуживают среду своего обитания. Но честно говоря, все современные открытия, особенно в области фундаментальной науки и дальней космонавтики, связанные с нашей Вселенной, сделаны не космонавтами, а автоматическими космическими аппаратами, приборами и обсерваториями типа «Хаббла», «Кеплера» и им подобными. Для них основной работой является получение информации о космосе и передача её на Землю. Но открытия делают не автоматы, а люди, которые находятся на Земле и обрабатывают эту информацию.

Человек, конечно, нужен для ремонта и обслуживания техники, как это было с «Хабблом», но он не является учёным, который делает открытия с помощью орбитальной обсерватории. Нужно ли учёным, спокойно работающим на Земле в своих лабораториях и кабинетах, пересаживаться на космическую обсерваторию и выполнять работу, которую сегодня выполняют космонавты? Думаю, что такой надобности нет. Учёные должны оставаться на Земле и обрабатывать информацию, которую им доставляют космические аппараты.

Технологии создания автоматических космических аппаратов с каждым годом совершенствуются. Сегодня они доставляют гораздо больше полезной информации, на основе которой сделаны действительно фундаментальные открытия о составе и строении нашей Вселенной, которую мы до конца еще не познали. Но, как мы ни стараемся, пока еще не удалось найти хоть какие-то признаки жизни, в какой-то мере аналогичной земной, никаких братьев по разуму. И чем дальше, тем меньше надежды, что когда-то мы их обнаружим.

Если мы вдруг перестанем посылать людей на МКС, то, вероятно, сама фундаментальная наука этого не заметит. Конечно, потеряют при этом прикладные науки. И сама по себе жизнь такого огромного комплекса, как МКС, не может продолжаться без того, чтобы человек его не контролировал, не ремонтировал и не поддерживал. Космонавты, астронавты, тайконавты способны — и они это доказали — работать в космосе в качестве монтажников, ремонтников, сборщиков по установке любой, самой сложной аппаратуры, использовать приборы для проведения экспериментов. Опыт, который дает МКС и накопленный нашими «Салютами» и «Миром», очень полезен.

Люди, побывавшие в космосе, доказали, что человек в космосе способен работать, а не быть подопытным кроликом, может поддерживать работоспособность очень больших и сложных комплексов. Примером тому является МКС, где экипажи выполняют очень сложные работы. Большие космические конструкции могут собирать и вводить в строй космонавты, выполняющие роль монтажников. В будущем придется решать проблему использования геостационарной орбиты (ГСО). Сегодня количество находящихся на ней спутников связи превысило допустимые нормы. Они, можно сказать, «толкают друг друга локтями». Причем находятся там длительное время. И уже невозможно втиснуть туда ещё один спутник. И чем дальше, тем будет хуже и трудней. По этому поводу между государствами разгорается страшная конкуренция.
Было бы очень хорошо, если бы мы сумели разместить на геостационаре не одну, а три больших платформы, на которых находятся сотни, а может быть, тысячи ретрансляторов и транспондеров. Строительство таких платформ можно упростить, если их сборку поручить космонавтам.

Что касается мониторинга Земли, то следует обстоятельно анализировать информацию, полученную с помощью современных оптико-электронных систем с разрешением до 1 м и даже до сантиметров. Эти данные передаются в соответствующие наземные центры с необходимым количеством аппаратуры и специалистами для обработки и расшифровки информации.

Может ли человек, находясь в космосе, что-то добавить к тому, что делает электронная система? Думаю, что присутствие человека в таком случае не дает существенных преимуществ.
Естественно, встает вопрос о пер­спективе. Человек способен выполнить то, что не может сделать никакой автомат. Я позволю предположить, что в будущем, безусловно, пилотируемая космонавтика сыграет решающую роль в строительстве базы на Луне.

Присоединив Луну к Земле, мы добавим к Европе, Азии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америкам еще одну часть света. И здесь, при создании пригодной для жизни базы на Луне, конечно, не обойтись без активного участия человека. Поэтому пилотируемая космонавтика, с моей точки зрения, должна нацелиться на строительство больших космических конструкций и на освоение Луны. Это можно делать автоматами, без участия человека, но человек существенно повысит надежность использования таких больших и сложных сооружений. Вот почему пилотируемая космонавтика должна существовать и развиваться.

Сегодня такой космической техникой обладают три страны — Россия, США и, может быть, пока в меньшей степени, Китай. Следующей страной, которая, как мне кажется, отправит человека в космос, скорее всего, станет Индия. Таким образом, число людей, которые в отличие от всех прочих, на Земле живущих, побывали в «третьем измерении» — в космосе, сегодня уже перевалило за полтысячи и будет всё время увеличиваться.

Мы получим, кроме фермеров, рабочих, буржуазии, олигархов, лётчиков, шоферов, моряков и т.д., новый класс людей. Такая ассоциация, возможно даже со своим профсоюзом, сотрет грани между государствами и научит землян по-настоящему любить и беречь свою планету. Повторюсь — с моей точки зрения, новой стратегической задачей должна стать Луна. Вот на это, мне кажется, надо нацелить пилотируемую космонавтику».

«Российский космос» № 10, 2011

Замечательная речь. Правда?
Впрочем, Борис Евсеевич уже давно продвигает эту точку зрения.
Те, кто слушал недавнюю лекцию Владимира Сурдина, думаю, заметили, как одни и те же факты можно выставить в разном свете. Да, для астрофизики пилотируемая космонавтика не играет важной роли, но это не значит, что пилотируемую космонавтику нужно уничтожать - у неё другое применение, другие цели.


Эта фотография сделана на концерте в честь 65-летия со дня основания Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва (мне довелось на нём присутствовать):
Слева направо: космонавт Александр Калери, Борис Евсеевич, космонавты Александр Полещук и Юрий Усачёв.

С Александром Юрьевичем мы пересекались, как по работе в РКК «Энергия», так и на публичных мероприятиях. На АстроФесте в 2006 году я с интересом послушал его лекцию о наблюдениях с МКС серебристых облаков.

Борис Евсеевич, патриарх российской/советской космонавтики, в следующем году отметит своё столетие.
Импонирует его активность, например, в 2010 году была издана толстая книга «Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 года», где большой коллектив, вдохновлённый Чертоком, изложил свои соображения на настоящее и будущее мировой космонавтики (дешевле книгу купить в редакции журнала «Новости космонавтики»).

С Александром Фёдоровичем история знакомства очень интересная. 4 года работы в ЗЭМе я трудился в цехе напротив старого КИСа, где располагается отдел Александра Фёдоровича. Коллеги мне сразу показали его машину с «космонавтскими» номерами. А потом, когда я уже работал в ЦУП-М, регулярно появлялся в его отделе, согласуя и подписывая документы по внекорабельной (ВКД) деятельности на МКС.
Александр Фёдорович не скупился на комплименты, хваля мою оперативность. :)

С Юрием Владимировичем по работе мы не пересекались, но я видел его в ЦУПе и всегда здоровался. Иногда присутствовал на разговорах Усачёва с моим начальником. Помню, они обсуждали, чем может заниматься космонавт, утративший активный статус. Юрий Владимирович принимал участие в некоторых образовательных проектах, но в итоге остался работать в службе космонавтов РКК (раньше она называлась 29 службой).
У меня есть книга Юрия Усачёва «Дневник космонавта. Три жизни в космосе» (читать). Не во всём я разделяю его мировоззрение (даже во многом не разделяю), но если вам интересно почитать о работе на орбите из первых рук - рекомендую.
Отрывки из книги печатались в журнале научной фантастики «Сверхновая».

Уже более сотни российских (советских) космонавтов работали на орбите вокруг Земли. Полетим ли мы на Луну...
Очевидно, что работа на нашем естественном спутнике удел молодых поколений. Но тягу к космосу, знания, технический задел должны передать ветераны отрасли. Пока ещё есть время.
Мне чуждо понятие национальной идеи (предпочитаю думать в масштабах планеты), но любовь к Родине всё ещё есть и хочется, чтобы мои молодые соотечественники приняли участие в международном освоении Луны.

Я был бы рад разделить уверенность Николая Горькавого ([info]don_beaver), автора «Астровитянки»:
«Думаю, нынешняя молодёжь станет свидетелем не только постоянных лунных поселений, но и экскурсий на Луну».

В любом случае, приоритет лунных экспедиций решает одну из проблем, изложенных в статье Валентина Витальевича Лебедева «Миссия человека в космосе. В чём она?» - для космонавтов и астронавтов работающих на видимой стороне Луны, Земля всегда будет символом дома. Конечно, потребуется совершать различные работы на обратной стороне, но тем самым «свидание с Землёй» будет ещё более желанным и приятным.
Мне вспомнилась девочка Ноно (из аниме Planetes), родившаяся на Луне - она любовалась на Землю, зная, что никогда (из-за разности силы тяжести) не сможет там жить.

Конечно, я не могу успокоиться, зная, что при моей жизни человек освоит (вахтовым методом) только Луну. Марс и орбита (спутники) Сатурна также привлекают внимание и не убывает желание туда отправиться. Это потом и, вероятно, не за деньги налогоплательщиков. Там будет другая история (или не будет).

Но сначала Луна...



Фото NASA

*Полная стенограмма заседания 07 октября 2011г.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)