поразмышлял о возможном экономическом сценарии на долгие годы. Если судить по обилию жж-ссылок на нее, запись оказалась популярной. Это неудивительно, поскольку на фоне хора экспертов, поющих об экономическом застое, спокойные рассуждения должны восприниматься как глоток свежего воздуха. Там в комментариях я уже посетовал автору на совершенно ненужное упоминание каких-то моих отрывочных реплик, но можно еще добавить несколько замечаний о затронутых zhu_s-ом темах, по которым можно поспорить.
Во-первых, в заключительном предложении zhu_s сказано: "Однако, наверное, можно согласиться с тем, что потенциальным реформаторам можно расслабиться до окончания праздника". Если он имел ввиду отсутствие структурных реформ в ближайшие 6-12 лет, то это далеко не очевидно, как я уже записал здесь и здесь. Если задача ускорения роста ВВП на самом деле поставлена, то для ее выполнения нужны структурные реформы. Эта же логика применима к пенсионной реформе, развитию финансового сектора, инвестициям в инфраструктуру и т.п.
Во-вторых, тезис о том, что дополнительные государственные расходы не могут стимулировать рост, поскольку российская экономика уже близка к потенциалу (пункт 6), тоже хорошо бы пояснить. Тут надо различать краткосрочный импульс, который, кстати, тоже вполне себе возможен - достаточно вспомнить 2006-2008 до кризиса - и среднесрочный эффект от дополнительных госрасходов. Если мы говорим о 6-12 годах (и не только об увеличении военных расходов, а еще и о госинвестициях в инфраструктуру, которые zhu_s сам же упоминает), то расходы вполне могут повысить потенциал роста. А если добавить к этому уже упомянутые структурные реформы, то тем более. Можно приподнять рост ВВП с 4% до 5-6% в год, что zhu_s сам упоминает в пункте 8.
Третье замечание касается притоков-оттоков капитала (пункт 7). zhu_s говорит о возможном вытеснении частного сектора
с кредитного рынка из-за заимствований государства. Однако, управляемое увеличение госдолга должно привести к очень благотворному влиянию на развитие внутреннего финансового рынка, включая рынок корпоративных облигации. В свою очередь, развитие финансового рынка может привлечь притоки иностранного капитала. Если будет приватизация, которая вроде бы намечается для финансирования бюджета и как часть структурных реформ :), то это тоже может привлечь притоки капитала.
Как я уже много раз здесь записывал, рассказы о страшной непривлекательности России для инвестиций и отвратительных институтах надо воспринимать со смехом. Надуманность всех этих историй не выдерживает беглого взгляда на большие притоки капитала в 2006-2008 гг., или на большие прямые инвестиции в Россию. Для пущей уверенности можно еще посмотреть на докризисный Казахстан.
На объемы притоков капитала гораздо больше влияют другие факторы. Из внутренних факторов важную роль играет экономический рост и перспективы роста (см. картинку, позаимствованную из свежего доклада IIF). То, что Россию после кризиса обошли быстро восстановившиеся и очень большие притоки капитала в недоразвитые страны, объясняется скорее провалом ВВП в 2009 году и последующей трехлетней пропагандой и истерикой по поводу порочной "сырьевой модели роста". В конце концов до кризиса россияне почему-то были среди лидеров по удовлетворенности направлением развития страны. Притоки капитала во многие недоразвитые страны были в форме портфельных инвестиций в облигации, номинированные в местных валютах. Этот рынок в России маленький. Еще на притоки капитала влияет отношение инвесторов к риску. Увеличение оттоков сейчас связано не с уходом Кудрина, не с испугом по поводу гадкого инвестиционного климата на долгие годы, а с кризисом в Европе. Все недоразвитые страны испытывают похожее давление. Еще одной причиной отсутствия притоков в Россию после кризиса было соседство с Европой и традиционная роль кредитов европейских банков. Не надо забывать, что направление и объемы потоков капитала часто определяются внешними факторами, а не внутренними. Эта движущая сила в народе известна как "хулиганство Бернанке", который заливает весь мир ликвидностью :). Не менее важно помнить, что притоки могут быть не только циклическими (из-за временно низких процентных ставок в США и Европе), но и структурными, если инвесторы распознают перспективы роста БРИК и Ко. и решат немного изменить структуру своих инвестиционных портфелей.
Так вот. Если инвестиционный климат поправится благодаря упрощению процедур ведения бизнеса, если инвесторы поверят в более быстрый и стабильный рост ВВП, если ФРС и ЕЦБ будут продолжать правильно себя вести, если глобальная структура инвестиций будет продолжать меняться в пользу недоразвитых быстрорастущих стран, если Россию не вычеркнут из списка БРИК, то в ближайшие 6 лет вполне можно ожидать значительных притоков капитала в Россию. Они же подтолкнут рост кредита и подтолкнут еще больше рост ВВП. Праздник, о котором написал zhu_s может оказаться гораздо веселее. В таком случае хорошо бы не потерять от счастья голову и не упасть потом (опять) неудачно из-за "внешней турбулентности", как выразился автор. Бояться сейчас надо не оттоков частного капитала, а притоков, за которыми часто случается "внезапная астановка" (вот свеженькое об этом).
Несколько дней назад zhu_s у себя Другие новости от kar-barabas.livejournal.com
Реклама на проекте
Комментарии (0)