Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Об экзаменах

Saturday, 17 September, 06:09, superhimik.livejournal.com

This used to be a Funhouse,
But now it's full of evil clowns

Funhouse.
Pink.

   Несмотря на мой недавний посвящённый образованию пост не для всех (в прямом и переносном смыслах), я рад, что прежние мои читатели остались со мной и как всегда приветствую новых присоединившихся. Собственно, все мои мысли в блоге - именно для вас, уважаемые.
   Хочется верить, что следующая 5-минутка ненависти будет нескоро. А пока, как и было обещано когда-то в потоке нецензурной брани, - очередное эссе о высшем белорусском образовании, которое, хотя я и разорвал почти все свои связи со школой, не переставало преследовать меня всю первую половину этой недели.
   
   Я не склонен считать отсутствие академических свобод (т.е. предоставление преподавателям возможности достигать педагогической цели с помощью самостоятельно выбранных методов, способов и средств, равно как и возможность студентов влиять на организацию педагогического процесса) в Беларуси корнем всех бед нашей образовательной системы. Несмотря на то, что декларация этих свобод планомерно выкорчёвывалась из всех белорусских законов о высшем образовании, академическую несвободу своих вузовских педагогов (в отличие от своей студенческой) я ощущал слабо: каждый из них был волен вещать свою мудрость как хотел.
   Однако в целом преподавание - достаточно консервативная вещь, и это я чувствовал как в бытность студентом, так и преподавателем.
   Сегодня я хочу поговорить об экзаменах.
   Если отбросить всякие формальности, то экзамен проверяет усвоение студентами соответствующей дисциплины и служит ориентиром для преподавателя с точки зрения правильности выбора способа достижения педагогической цели.
   О способах ещё напишу, но сегодня - о целях.
   На самом деле ко мне осознание того, что абстрактное обладание знанием не является целью обучения, признаюсь, пришло достаточно поздно. Но всё-таки к 4-5 курсу я понял, что суть моих университетских мытарств - вовсе не забивание головы особенностями стереоселективного хренилирования солей фосфония в матрице твёрдого аргона. Главная фишка химиков - способность анализировать, предсказывать и изменять поведение Природы, руководствуясь знанием химических закономерностей. Следовательно, именно эти навыки преподаватели химических факультетов и должны развивать у студентов и соответственно проверять на экзамене.
   Безусловно, я понимаю, что умение химически манипулировать Природой неотделимо от знания о способах таких манипуляций и, конечно, обучение лишь создаёт модели манипулируемых объектов, в той или иной степени адекватных химической реальности.
   Так или иначе, форма проведения большинства экзаменов, которые мне успешно пришлось держать в стенах моей Alma Mater, вступала в явное противоречие с сутью моих профессиональных навыков.
   Если химику всё же предстоит управляться с веществом, то и на экзамене следует проверять не знание химических закономерностей, а способность их применить к решению первой задачи. Форма проведения экзамена вступает в противоречие и с потребностями рынка. Работодателю неинтересно, что знает студент, ему нужно видеть результаты вашего труда, а достигать этого у нас, увы, учат не так хорошо, как бы хотелось.
   Традиционно экзамен в моём вузе включал ответ на несколько больших теоретических вопросов и небольшое количество задач, которые от окружающей нас химической реальности дальше, чем Земля от Луны.
   Безусловно, заданиям на воспроизведение как первым ступеням любого обучения, есть место в курсе всех химических дисциплин. Но, в конце концов, оценку памяти студента нельзя ставить во главу угла на экзамене. (Слава Богу, мне с ней повезло. Я до сих пор помню некоторые развороты конспектов).
   Можно, например, на экзамене по коллоидной химии много писать (у нас он был письменным, но не конкретно у меня, я его избежал) о термодинамике адсорбции на поверхности газ-жидкость и выводить формулы, объясняющие правило Дюкло-Траубе*, но какой в этом толк, если при необходимости выбрать для тех или иных целей нужное поверхностно-активное вещество, о данном правиле никто не вспомнит. И вообще вопрос, нужно ли это правило химику.
   Аналогично с органической химией. Можно послушать на лекции о 1000 и 1 способе защиты** гидроксильной группы, выучить их все и с 5-бальным блеском воспроизвести на экзамене, но войти в ступор при попытке получения какого-либо соединения, этой самой защиты требующего.
   Как показывает практика, задачи на воспроизведение в реальности решаются после чтения соответствующей литературы. Так стоит ли нервировать себя тем, что в обыденной жизни решается простым походом к книжной полке?
   Ну а теперь - типа конструктив.
   В моём представлении экзамен должен быть проверкой того, в состоянии ли студент решить конкретную химическую задачу. А поскольку в реальности такие задачи нельзя решить за время, отводимое на экзамен, думать над заданием студент должен в течение семестра.
   Фактически, я предлагаю, чтобы экзамен представлял собой нечто типа защиты курсовой работы (ближе, наверное, будет термин "проект"), в ходе которой и можно было бы продемонстрировать владение теоретическим материалом для решения конкретной (не обязательно прикладной) задачи. У студента должно быть время узнать, как в принципе решаются задачи предложенного типа, подобрать несколько способов, подходящих для разных условий, выбрать один и воплотить его в жизнь, желательно проведя соответствующий эксперимент.
   В голову почему-то приходят в принципе существующие задачи из курса аналитической химии, а именно: профессорская задача - знакомый всем коллегам анализ смеси сухих солей, который у нас каждый делал практически полностью самостоятельно. Кстати, аналитика в этом плане весьма удобна с точки зрения такого экзамена. Я, как говорится, не сходя с этого места, могу предложить штук 5 аналитических мини-задачек для подобного экзамена.
   Такой способ оценки химических умений несомненно требует некой перестройки педагогического процесса: выделения часов для самостоятельной лабораторной работы студентов и людей, которые бы за этой работой приглядывали бы.
   По объективным причинам такой экзамен не будет на 100 % самостоятельным. Но ведь и в реальной жизни для решения профессиональных вопросов мы прибегаем к помощи коллег и даже используем рабсилу подчинённых (я уже молчу про книги и интернет). Вполне возможно, что не все предлагаемые студентам задания окажутся им по зубам, и следует весьма осторожно подходить к оцениванию результата, начисляя баллы за каждую выполненную студентом часть работы: литературный обзор, теоретическое обоснование, экспериментальное исполнение, оценку достоверности результатов. Наверняка преподавателям предстоит провести офигительную подготовительную работу по разъяснению способа проведения экзамена и по придумыванию для него заданий.
   Естетственно, моё предложение - не панацея для нашей образовательной системы, у которой на повестке дня стоят и более животрепещущие вопросы. Собственно, я с трудом представляю, в состоянии ли она найти ресурсы на его воплощение. Но зато это в некоторой мере избавит студентов от заучивания материала и приблизит обучение к практике. А правило Дюкло-Траубе можно и на колке спросить.
___________________________________________
*Правило Дюкло-Траубе описывает изменение поверхностной активности (снижения поверхностного натяжения) в расторах гомологичных поверхностно-активных веществ.
**Защита - превращение реакционной функциональной группы в неактивную для последующей модификации остальной части молекулы, после чего защита снимается и функциональная группа регенерируется.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)