Тема, о которой я сегодня хочу поговорить, весьма далека от того, о чём я обычно рассказываю в своём блоге, но зато
я постоянно о ней думаю. Речь пойдёт об уважении. Я давно порывался о нём написать, но как-то эта
мысль ускользала от меня под напором других.
Мне почему-то часто приходится думать над тем, за что или почему я уважаю человека и
насколько для меня важно кого-то уважать, а также самому быть уважаемым.
Лично мне, например, не обидно слышать, что меня не уважают. Мне даже порой приятно знать, что меня кто-то не уважает. Но, думая об этом, тут же начинаю себя спрашивать: "Мне приятно действительно то, что
меня не уважают или то, что ко мне плохо относятся? Каково, простите, за тавтологию, отношение хорошего отношения к
уважению? Могу ли я хорошо относиться к человеку, но не испытывать к нему уважения?"
Я как-то смутно осознаю, что могу абсолютно хорошо относиться к человеку, не иметь к нему претензий, но не
испытывать к нему уважения. И в то же время это не будет означать, что я его не уважаю. Наличие уважения для меня к кому-то
- исключительный признак данного человека (под исключительностью я здесь подразумеваю не превосходство высшей степени,
а некое определяющее, интегральное свойство личности). В тоже время это не значит, что я специально делю людей на тех, кого уважаю
и кого не уважаю, я также тех, кто остался вне категорий уважение/неуважение.
Пожалуй, я отношусь к тем, кто считает, что другие должны завоевать моё уважение (если оно им надо), и соответственно, уважение других, если
оно нужно мне, должно быть завоёвано мной.
Людей, которых я не уважаю, думаю, немного. Если вы попросите назвать кого-то, то я вряд ли смогу это сделать -
понадобиться долго думать. Абсолютна ли для меня категория неуважения? Могут ли неуважаемые мною люди тем не менее высказывать некие здравые мысли,
которые я приветствую, разделяю и поддерживаю? Наверное, неуважаемые мной могут быть вполне нормальные,
умные и позитивные в глазах других люди. Но всё равно есть нечто такое, что заставляет меня ими пренебрегать как личностями. Более близкого синонима
к своему пониманию неуважения и его проявлению я подобрать не могу. Ещё есть презрение, но это может быть временным чувством
("накажем его своим презрением"). Если я не уважаю человека, то не уважаю его всего целиком. Наверное,
потому, что его цели и ценности со знаком "+" являются для меня целями и ценностями со знаком "-". Специально не буду
приводить примеры, потому что моё понимание некоторых ценностей и целей может оказаться очень отличным от вашего.
Поэтому для меня вполне закономерно, логично, понятно и, как я уже говорил, приятно, если такие люди не уважают меня. Их
неуважение - это для меня признак того, что мои стремления и идеалы действительно другие.
Отсюда, наверное, можно заключить, что уважение - это принятие целей другого человека и способов их достижения. Хотя
сказать, будет это достаточным для уважения, мне затруднительно.
Интересно порассуждать о том, насколько хорошо я должен знать человека, чтобы его уважать или не уважать. Кажется, что уважение/
неуважение - это очень лично, эмоционально и несколько иррационально для меня. Скорее всего, чтобы уважать или не уважать кого-то,
я должен его хорошо знать. Вот можно задаться вопросом, не уважаю ли я такого мистера абсолютное зло, как Гитлера. Наверное, мне
легче не уважать соседа дядю Васю, чем Гитлера. Этот исторический персонаж у меня скорее вызывает чувство отвращения в эстетическом
смысле, как например, некоторые биологические субстанции. Замечу однако, что при взгляде на эти субстанции под другим, профессиональным
углом, такое чувство может и пропасть. Возможно, я больше не уважаю приспешников Гитлера как людей, которые сознательно решили
реализовывать нездоровые, глубоко аморальные и беспощадные помыслы своего начальника, прекрасно осознавая их бред, аморальность
и беспощадность. ИМХО, глупо проявлять неуважение "по отдельности" к больному человеку, либо к аморальному, либо к беспощадному.
Больной человек не может себя контролировать по объективным причинам, границы морали в наше время стёрты, а беспощадными в той или иной
ситуации могут быть многие, например, я сам. Если же вы меня попросите описать самое сильно чувство, которое я питаю к этим людям, то
я бы назвал не неуважение, а ненависть - это, пожалуй, единственное, что я могу им противопоставить, поскольку в ситуации реального (читай -
физического) столкновения они окажутся сильнее, и только ненависть может помочь лично мне с ними справиться.
Людей, которых я знаю слабо, мне тяжело уважать или не уважать.
Вот, например, я не знаю Марию Складовскую-Кюри лично - она умерла гораздо раньше, чем я родился. Но, думаю, многие из тех, кто
ознакомится с биографией этого радиохимика (что я настоятельно рекомендую сделать), дважды лауреата Нобелевской премии, сразу зауважают эту сильную
женщину. Я уважаю Марию Кюри даже не столько за те знания, которые она дала миру (открытие 2 элементов, радия и полония, изучение радиоактивности), а за то,
как она добывала эти знания (опять же, настоятельно рекомендую обратиться к её биографии - не пожалеете). Или, точнее, за её желание добывать их
в тех условиях, которые она могла себе позволить. Мадам Кюри в мучениях умирала от того, что изучала всю
свою жизнь, но, наверное, каким-то своим внутренним чутьём знала, что занимается благим делом.
Вот написал и подумал: "А если бы Мария Кюри спокойно умерла от старости светящейся в темноте от счастья бабушкой, уважал бы я её меньше?"
И ловлю себя на мысли, что, может быть, уважал бы меньше. Вообще, самопожертвование для меня - это очень весомая причина для уважения, но не
единственная. В случае с Кюри судить очень сложно. Во-первых, история не знает сослагательного наклонения. Во-вторых, мадам Кюри - моя коллега, и я
могу себе представить те усилия, которые ей пришлось затратить для достижения поставленных целей. В-третьих, во времена Кюри (начало 20 века) о
радиации знали мало, поэтому не так просто решить, насколько сознательным было её желание работать с вредными веществами.
Тяжело сравнить, кто больше продвинул человечество: практик Кюри или теоретик Эйнштейн. Но как-то подсознательно большее уважение я испытываю к первой.
Таким образом, получается, что уважение для меня - категория количественная. Я могу кого-то уважать больше, а кого-то - меньше. Если отталкиваться
от того определения, что я дал уважению, получается, что я уважаю людей, а не какие-то их качества. Ведь если человек не подчиняет свою жизнь каким-либо
целям (не физиологическим), и не направляет свои качества на их достижение, то как мы можем
сказать, что эти цели у него есть? Ведь Гитлера сделали Гитлером именно конкретные действия по воплощению своих целей в жизнь! Не будь этих
действий, этот маленький заморыш так и жил бы, глядишь, до сих пор где-нить на сене с пышногрудой Гретхен в обнимку, мечтая о мировом господстве
в отдельном стоге или вселенском поклонении телят в коровнике.
А как там ваши тараканы?
Другие новости от superhimik.livejournal.com
Реклама на проекте
Уважение
Saturday, 03 September, 19:09,
superhimik.livejournal.com

Комментарии (0)