Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Доктор Рошаль также не смог толком назвать фамилии врачей, которые поддерживают его позицию

Friday, 19 August, 18:08, aquareus.livejournal.com


Россия созрела до разделения медицины на платную и бесплатную - http://www.newsland.ru/news/detail/id/761984/

Госдума ушла на каникулы, так и не приняв во втором чтении законопроект «Об охране здоровья». В нем же наконец-то прописано регулирование платной и бесплатной медицинской помощи – тогда как сегодня простой человек в обычной поликлинике не знает, что за он будет платить, а за что нет.

Госдума 31 мая 2011 г. приняла в первом чтении правительственный проект федерального закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. Законопроект конкретизирует конституционные права граждан на охрану здоровья и медпомощь, а также закрепляет гарантии их реализации. Как ожидалось, на рассмотрение Госдумы во втором и, возможно, в третьем чтениях законопроект поступит 8 июля 2011 г. В частности, об этом неоднократно говорил спикер Госдумы Б.Грызлов. Однако неожиданно рассмотрение законопроекта было перенесено на осеннюю сессию.

Противники этого законопроекта уверяют, что он якобы поставит крест (не красный медицинский, а деревянный) на гарантиях оказания медицинской помощи населению. Сторонники, напротив, уверены, что с его принятием появится чёткий перечень медицинских услуг, которые будут являться платными и бесплатными. Одним из их доводов является то, что отсутствие такого закона играет на руку «неформальному сектору» в медучреждениях – когда пациент оплачивает услуги в «чёрную кассу».

В эфире радиостанции Финам-ФМ обе точки зрения пытались обосновать Леонид Рошаль, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии; Олег Янушевич, ректор Московского медико-стоматологического университета. После прослушивания и прочтения их беседы сложилось впечатление, что позиция Янушевича более аргументирована.

Янушевич обоснованно считает, что возможные недостатки закона гораздо легче будет проследить на практике, после его принятия. Те положения, что не работают или работают плохо – изменить или отменить поправками в закон. А бесконечные теоретические споры о его благостности или губительности лишь консервирует нынешний тупиковый путь в российской медицине.

Закон начинает регулировать понятие платной и бесплатной медицинской помощи. Сейчас же даже при амбулаторном лечении врач может назначить «таксу» за процедуру, ссылаясь на то, что якобы она не входит в перечень бесплатных услуг (к примеру, лечебный массаж или обследование УЗИ). В стационаре же поборы являются делом настолько привычным, что больные с ними уже смирились (самый распространённый побор – за лекарства или средства, которые якобы не имеет болница).

Аргументация же доктора Рошаля на первый взгляд кажется логичной. Он полагает, что при принятии закона большинство медицинских услуг окажутся платными. И ссылается он на опыт свой больницы, где никаких доплат нет. Но Рошаль забывает, что его больница флагман российской медицины, куда бюджетное финансирование поступает бесперебойно и в должном объёме. Однако в России насчитывается десятки тысяч амбулаторных и стационарных больниц, которые либо финансируются по остаточному принципу (в основном сельские), либо такие, где менеджмент «по-тихому» их фактически приватизировал. При этом пациент вообще не знает – какие бесплатные услуги ему там положены. При требовании же надлежащего отношения к работе, аргумент у таких врачей один – идите тогда в платную поликлинику.

И люди идут. Даже абсолютно здоровые россияне сталкиваются с де-факто платностью российской медицины – видя бесчисленные объявления с просьбой о сборе денег на операцию того или иного ребёнка. Возможно, в России их заболевания и вправду не лечатся, но компенсирует ли кто-то из чиновников от медицины родителям таких детей затраты на услуги заграничных врачей?

При этом в законопроекте чётко оговаривается, на какую бесплатную помощь может рассчитывать россиянин. Соответственно, у медучреждений больше не получается отказать в исполнении таких услуг – это означает административное или даже уголовное наказание.

Доктор Рошаль требует дать больше полномочий Национальной медицинской палате, т.е. общественная организация готова взять на себя роль регулятора в медицине (саморегулируемой организации). Такая практика, к примеру, уже существует в строительной отрасли, где саморегулируемые организации ведают лицензированием. Олег Янушевич отвечает Рошалю: «Это не демократия. И когда мы говорим о том, что закон должен регулировать взаимоотношения о саморегулировании в медицине – извините, для этого есть закон об общественных организациях и закон о саморегулирующих организациях, который должен это регулировать и предусматривать, а не насыщать закон, который посвящен самому главному – охране здоровья граждан, будет нашпигован юридическими терминами и понятиями. Ведь, понимаете, давайте будем честно говорить, когда Национальная медицинская палата или любая другая общественная организация борется за конкретные преференции от закона, прежде всего – регулировать аттестацию, давать лицензии, разрабатывать те или иные нормативные документы, то она борется за так называемый административный ресурс, а я считаю, такой закон не должен содержать коррупционной составляющей».

Доктор Рошаль также не смог толком назвать фамилии врачей, которые поддерживают его позицию (отправить законопроект на доработку), хотя сам он выступает якобы от лица медицинского сообщества.

Кроме этого, позиция Олега Янушевича выглядит более здравой, даже судя по этой цитате. Отвечая на вопрос, какие его поправки не были приняты, Янушевич ответил следующее: «Я думаю, что эти вопросы, которые будут важны к 2017 году, и мы посмотрим, будет это работать в том объеме или нет. Поэтому они для меня не так принципиальны». Судя по этой цитате он куда более взвешено и адекватно подходит к вопросу о законопроекте, и реально отказывается от идеи торопиться с его принятием. Время до осенней сессии Госдумы ещё есть, какие-то поправки ко второму чтению в законопроект включить можно (вместо позиции «полностью зарубить»).

В свою очередь доктор Рошаль совершает какие-то не однозначные политические маневры, например чего стоит этот пассаж, который он выдал в момент дискуссии о содержательной части законопроекта:

РОШАЛЬ: А вот, скажите, пожалуйста, кто из слушателей понимает, что вы говорите? Что такое первичная медицинская (помощь)? – вот спросите тетю Машу, спросите вот здесь вот любого человека.

ЯНУШЕВИЧ: Но вы же понимаете, вы же профессионал?

ПРОНЬКО: Вы же профессионал, да.

РОШАЛЬ: Нет, извините, пожалуйста, но я-то говорю для народа, а не для профессионала – надо, чтобы народ понимал, что такое первичная (помощь).

ПРОНЬКО: А есть в законопроекте расшифровка такого понятия?

ЯНУШЕВИЧ: Конечно – в первой части.

Это заявление доктора Рошаля выглядит очень уж политическим. Такое чувство, будут какой-нибудь имиджмейкер из ОНФ посоветовал ему, что и как нужно говорить в рамках предвыборного популизма. В самом деле, зачем обращаться к народу, с не понятным требованием, чтобы народ понимал изначально сложный юридический документ? С такими заявлениями только на митингах выступают.

Расходы из федерального бюджета на медицину составляют около 300 млрд. рублей в год. Или примерно по 2 тысячи рублей на каждого россиянина в год. Можно ли на эти деньги создать качественную медицину? Ещё около 130 млрд. – объём Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ещё по 1 тысяче рублей в год на россиянина). Всё вместе – около 430 млрд. рублей.

А теперь посмотрим на объём в сегменте платной медицины. Данные по нему таковы:

«Объем рынка коммерческой медицины в России за период с 2000 по 2008 гг. вырос с 85 до 458 млрд. руб. Такие данные были представлены компанией BusinesStat по результатам очередного анализа рынка медицинских услуг в России, проведенного в июле. Аналитики предполагают, что к 2010 г. объем коммерческих платежей в российской медицине достигнет 585 млрд. руб.

Коммерческая медицина включает три сектора: кассовые платежи медицинским учреждениям, добровольное медицинское страхование (ДМС) и теневые платежи врачам. Теневыми считаются платежи, полученные врачами от пациентов лично на руки. Теневые платежи совершаются преимущественно в государственных медучреждениях.

По данным исследования BusinesStat, наиболее высокие темпы роста демонстрирует сектор ДМС. Объем добровольного медицинского страхования в России за период с 2000 по 2008 гг. увеличился с 11 до 68 млрд. руб. В 2010 г. объем сектора ДМС достигнет 90 млрд. руб.

Второе место по темпам роста занимают кассовые платежи клиникам. Объем кассовых платежей за период с 2000 по 2008 гг. вырос с 48 до 283 млрд. рублей. В 2010 г. объем сектора кассовых платежей составит 366 млрд. руб.

Теневой сектор рынка медицинских услуг в период с 2000 по 2008 гг. увеличился с 25 до 107 млрд. руб. Аналитики предполагают, что рост теневого сектора продолжится, и в 2010 г. он достигнет 129 млрд. руб.».

А вот ещё одни данные по теневому сектору медицинских услуг:

«Удалось выяснить, что хирурги, владеющие уникальными технологиями и не имеющие конкурентов, получают неформальным путём доходы, которые в 5-10 и более раз превосходят их заработную плату. Прибавка к зарплате от неформальных платежей у заведующих отделениями городских больниц оценивается респондентами в 3-4 раза. Неформальные доходы обычных врачей хирургических и гинекологических отделений оцениваются в 2-3 раза выше их зарплаты. Добавка к зарплате врачей других отделений стационаров составляет от 20% до 2 раз. Примерно на столько же могут увеличить свои доходы медицинские сестры. В городских поликлиниках доходы врачей могут увеличиваться за счет неформальных платежей на 20-30%. Более весомую прибавку к доходам могут зарабатывать медицинские сестры, обслуживая пациентов на дому.

Весьма высок уровень неформальных доходов стоматологов.

Пациенты или их родственники платят по настоянию медицинских работников безотносительно к фактическому объему и качеству предоставляемых услуг или за предоставление псевдоуслуг.

К поборам, прежде всего, следует отнести случаи вымогательства денег с пациентов за то, что и так должно быть им предоставлено бесплатно. Примерами таких поборов являются: требование денег при госпитализации за предоставление места в отделении, хотя свободные места там имеются, или за то, что больного положат не в коридоре, хотя имеются свободные места в палатах, и т.п.

Поборами являются предложения больным «сброситься на лампочки, на швабры» и т.д.

К поборам может быть отнесена практика принуждения больных вносить денежные пожертвования в благотворительный фонд, мотивируя это слабой обеспеченностью больницы.

Поборы могут быть простым мошенничеством отдельных медицинских работников. Например, врач вечером проходит по палатам и предлагает больным заплатить за лечение, за исследования, проводимые другими врачами, и затем присваивает себе все эти деньги».

Стоит надеяться, что принятие законопроекта «Об охране здоровья» сможет не только юридически и морально оздоровить российскую медицину, но и приведёт к легализации доходов врача. А эта профессия во всех цивилизованных странах оплачивается достойно. Вот, к примеру, данные по США:

«Как известно, в США самой высокооплачиваемой является профессия врача-анестезиолога – зарплата профессионала в этой сфере составляет около 193 тысяч долларов в год (приблизительно 16 тысяч долларов в месяц).

За анестезиологами с незначительным отрывом следуют хирурги (191,4 тысячи долларов) и ортодонтологи (185,3 тысячи долларов), далее идут специалисты, связанные со стоматологией, деторождением и другие представители медицинской отрасли. Такие данные предоставил в своем ежегодном рейтинге профессий журнал Forbes».

Возможно, у значительной части российских высококлассных врачей заработки такие же, как у их коллег в США – за счёт поборов. Только вот в подавляющем большинстве услуги российских медиков не дотягивают до американских стандартов. И даже за большие деньги пациент у нас не может ничего потребовать у врача из теневой медицины.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)