Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

О внтуренней логике химических дисциплин

Sunday, 14 August, 12:08, superhimik.livejournal.com

   
   Не хочу сказать, что преподавание химии отличается какими-то особенностями. В том смысле, что, безусловно, отличается, но так можно сказать про любую дисциплину, будь то математика или языкознание.
   Так вот, только после 5 лет обучения я понял, чего лично мне не хватало на практически 100 % лекций моих уважаемых педагогов. Они совсем не рассказывали о том, как и что они будут преподавать. Более того, этого не было в 100 % многочисленных учебников, которые мне пришлось прочитать, за исключением, пожалуй, одного.
   Вы возразите, ведь на вопрос "что" отвечает программа курса, и, конечно, будете правы. Но лишь отчасти.
   Одним из ключевых и самых сложных общих курсов моего химического факультета была неорганическая химия 2 семестра, когда шла речь о большей части р-элементов, всех d- и f-элементах. Cобственно, это то, что называется "химия элементов".
   Суть курса сводится к сравнительному описанию свойств элементов и образуемых ими соединений в пределах одной подгруппы Периодической системы. Честно признаюсь, мне всё это сравнительное описание казалось набором разрозненных фактов, которые хоть и находили объяснение в рамках различного рода теорий и гипотез, преподававшихся ранее (теория валентных связей, молекулярных орбиталей, гибридизация, теория мягких и жёстких кислот и оснований и т.д.) и вроде как бы логически объединялись Периодическим законом, но чёткой внутренней структуры не имели. Запомнить их было не так уж и сложно, особенно людям с хорошей памятью, но я ставил себе вопрос иначе: а что, собственно, нужно запоминать?
   Конечно, отчасти описанное выше положение вещей связано с особенностями тех или иных элементов, которые хоть и имеют общие свойства, которые можно вывести из Периодического закона, но, тем не менее, жутко своеобразны.
   Безусловно, эта внутренняя логика изложения фактически имелась (в природе, как мы, химики, её привыкли описывать, но не в лекциях), но в силу богатства химии отдельных элементов увидеть её за частностями не представляло никакой возможности.
   А ведь если задуматься, как, к примеру, упростила бы систематизацию материала следующая простенькая схемка.

   Собственно, химия элементов сводится к трём вещам, более или менее объяснимым в рамках тех теорий, о которых я говорил выше. А вот всё, что в эти рамки не вписывается, - есть набор разрозненных фактов, которые, безусловно, имеют самое что ни на есть непосредственное отношение к химии, но их большой удельный вес в лекционном материале меня сильно смущает.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)