Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

О связи успеваемости по химии с психологическим типом личности. Часть 1.

Friday, 29 July, 18:07, superhimik.livejournal.com

   Честно вам скажу, из ЖЖ я, наверное, как и многие другие, уходить не хочу. Насколько я понял за 1,5 года, ЖЖ - это самая массовая площадка, где собираются люди разных интересов. И поэтому я сомневаюсь, что смогу собрать такую же аудиторию в другом месте.
   Нерешённой остаётся проблема, что же делать в том случае, когда возможности писать в ЖЖ не будет вообще... Может, вы идею подскажете?
   
   Отталкиваться я буду от 2 исследований, которые позволяют сделать выводы относительно того, в какой психологической почве лучше всего растут эти самые пресловутые способности.
   Первая такая работа, которую мне посчастливилось в своё время (лет 6 назад) узреть во флагмане, как я считаю, педагогической химической мысли, т.е. в Journal of Chemical Education, опирается на, возможно, знакомую моим читателям типологию Юнга , которая была в недавнем прошлом модифицирована и теперь известна как типология Myers-Briggs (MBTI).
   Итак, если говорить весьма упрощённо, Юнг полагал, что в своей деятельности каждому человеку необходимо совершать следующие действия:
- собирать данные;
- принимать решения;
- применять решения к соответствующему объекту.
   На каждой из выше приведённой стадий человек может вести себя, согласно Юнгу, двумя противоположными способами.
   Сенсорные типы (S) опираются на факты и наблюдения, а интуитивные (N) - на теории, воображение и интуицию.
   В основе принятия решений у мыслителей (T - thinking) лежат правила и логика, в то время как у чувствующих (F - feeling) - важность и эмоциональное отношение.
   Наконец, экстравертные типы (E) в своей деятельности исходят из того, какое влияние решения оказывают на окружающих, а интровертные (I) - на самих себя.
   Мать и дочь Майерс-Бриггс дополнили классификацию Юнга четвёртой дихотомией в зависимости от того, какая из функций у человека является ведущей - функция сбора информации (P - perceiving, воспринимающие типы) или принятия решений (J - judging, рассудительные типы).
   Таким образом, согласно MBTI, одну из сторон психики человека можно описать набором из 4 букв, каждая из которых характеризует его с точки зрения принятия решений. Всего существует 16 типов, о каждом из которых более подробно можно почитать в википедии, в том числе и о моём.
   Надо сказать, что эта типология весьма успешно легла на отечественную почву и была развита в такое течение как соционика, которое, тем не менее, пока не признано официальной психологической наукой в силу объективной неразработанности понятийного аппарата и разрозненности её апологетов. Я не буду утруждать вас, уважаемые читатели, даже кратким описанием базы этого довольно занятного течения для поиска жены, так как это потребует уйму времени и, главное, сосредоточения вашего внимания. Наиболее интересующихся я отсылаю к соответствующим форумам, где в зависимости от вашего желания вы можете быть оттипированы тамошними "специалистами" до разной степени потери сексуальной ориентации в пространстве и времени.
   Итак, в основе исследования авторов статьи в Journal of Chemical Education лежит изучение влияния типа MBTI на успеваемость студентов, изучающих химию.
   Скажу сразу, попытки увязать успеваемость в химических дисциплинах с наличием химических способностей натыкаются на множество социальных и философских моментов, связанных для меня прежде всего с той жуткой пропастью, которая существует между уровнем нашей химической промышленности (читай - белорусской) и материальной базой науки с одной стороны и содержанием вузовских программ по химии - с другой. Об этом противоречии я уже достаточно писал. Не буду сейчас развивать эту линию. Замечу только, что тот, кто хорошо успевает по химии в университете, невсегда, к сожалению, становится хорошим химиком вне стен высшей школы хотя бы в силу того, что социальная адаптация наиболее талантливых студентов часто и происходит наиболее тяжело (может, эта тема станет темой отдельного сообщения).
   Вернёмся к исследованию.
   Было выяснено, что среди студентов, выбравших химию для углубленного изучения, распределение по типам в целом такое же, как по всему университету, за исключением 2, представленных в "химической популяции" статистически более скромно: ISFJ и ESFJ. Характерно, что среди преподавателей химического факультета этого вуза 78 % относятся к тем, кто принадлежит к типам **TJ (т.е. думающих и рассудительных) и совсем нет тех, кто бы относился к типам E**P, т.е. экстравертным воспринимающим типам. Наиболее часто встречающимися типами студентов-химиков были INTJ (ИМХО, типичным примером в ЖЖ может служить [info]andresol) и ENTJ.
   Достаточно интересная картина вырисовывается при типировании тех, кто попал в топ 10 % по успеваемости и тех 10 %, кто находится на противоположном конце табеля о рангах, т.е. тех, чьи оценки по химии оставляют желать лучшего.

Источник: G. J. Clark, W. D. Riley//J. Chem. Educ. 2001, vol. 76. № 10, p. 1406-1411.

   Авторы исследования выяснили, что вероятность попасть в топы резко возрастает, если ваше имя Тёма вы являетесь **TJ типом; число в топе интуитивных/сенсорных и экстравертов/интровертов примерно одинаково (с перевесом интуитивных и интровертов). Не попал в топ ни ISFP, ни ESFP тип.
   Естественно, нельзя было не задаться вопросом, а какие же типы проигрывают в борьбе за хорошие оценки (и, стало быть, в какой-то мере - за хорошие знания). Оказалось, что основными аутсайдерами являются люди с типами ESFP, ENFP, ENTP, ESTJ, ISTP.
   К сожалению, авторы статьи лишь констатировали факт описанной выше связи успеваемости с MBTI типом, но о причинах такой связи умалчивают.
   Дело в том, что то или иное сочетание различных особенностей принятия решений формируют вполне определённый тип деятельности и, как оказалось, систему ценностей.
   Так, для чувствующих типов (особенно экстарвертированных) наиболее близкой является деятельность, ориентированная на людей. Понятное дело, работа с веществом, т.е. основным объектом химии, её предоставить в полной мере не может. Также очевидно, что при работе с веществом принятие решений должно осуществляться не на основании эмоций и "отношений к веществу", а на основе вполне определённых химических законов - более или менее формализованных схем, т.е. того, с чем лучше справляется психика мыслителей.
   Стоит, на мой взгляд, отметить с этой точки зрения явное противоречие между отсутствием среди преподавателей исследуемого вуза чувствующих экстравертированных типов и характером работы педагога, которая часто предполагает общение к большой аудиторией. Именно E*F* типы хорошо справляются с такой работой. Кстати, в наших вузах преподавателей с такими типами, по моим наблюдениям, гораздо больше.
   Несмотря на то, что современная химия - разноплановая наука с огромным количеством отраслей, где каждый может найти себе применение, есть некие общие качества, которыми должен владеть химик, собирающийся работать с веществом. Одним из этих качеств является терпение. Предсказать поведение веществ очень сложно, в подавляющем большинстве случаев вопрос о их реакционной способности решается экспериментальной проверкой. Эксперимент зачастую требует от экспериментатора сосредоточенности, концентрации усилий, чёткого планирования. К такой деятельности рассудительные типы склонны в гораздо большей степени, чем воспринимающие. Зато последние лучше чувствуют себя в потоке событий, легко подстраиваясь под их темп и быструю смену. Они менее последовательны в своих решениях, более спонтанны и импульсивны, труднее концентрируются. Особенно это характерно для экстравертных типов. Думаю, теперь вам понятно, почему сочетание E**P не способствует высокой успеваемости по химии.
   Можно ли сделать из кратко пересказанного и дополненного мною исследования какие-либо практические выводы?
   Думаю, что можно.
   Прежде всего буду, наверное, обращаться к тем, кто уже выбрал химическую специальность, но ещё учится и до конца не определился, в какой из химических сфер жизни он себя видит. Если меня послушают родители и преподаватели химических дисциплин - тоже будет неплохо.
   Несмотря на то, что все люди разные, как показывают данные об успеваемости, почти каждый может найти для себя ту или иную мотивацию при изучении химии. Для одних - это желание разобраться в тонкостях химических процессов, как, например для INTJ, для других - это новизна получаемых знаний (на это ведутся ENFP и ENTP), для третьих - возможность применить их на практике, что характерно для ESTJ и ISTP. Возможно, сложнее в этом плане *SF* типам, которые, по моим наблюдениям, тяготятся химическими дисциплинами. К сожалению, работа над мотивацией студентов в вузе не является первостепенной задачей педагога. У отечественного преподавателя хватает массы других, увы, не относящихся к педагогическому процессу проблем, от которых у него болит голова. Тем не менее, вопросы мотивации, безусловно, являются ключевыми в преподавательской деятельности, и педагогу, как минимум, стоит представлять, что мотивы к изучению химии могут определяться не только характером учебной деятельности, но и особенностью психики студента.
   Во-вторых, практически для каждого типа вне стен учебного заведения найдётся химическое занятие по плечу. Химики нужны не только в исследовательских лабораториях, но и на производстве, где как раз умение ладить с людьми и управлять ими ценится наравне с химическими знаниями (а, возможно, и выше). Коммуникативные навыки пригождаются химикам, которые работают в отделах снабжения и сбыта, где поиск и ублажение убеждение клиента играют ключевую роль. Естественно, не будем забывать о школьных учителях, в должности которых чувствующие типы превосходно себя зарекомендовали. Более подробно о разновидностях химических специальностей можно почитать тут.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)