Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

CHROMA И АХРОМАТЫ

Saturday, 23 July, 00:07, botalex.livejournal.com
Вчера посмотрел в Большом театре долгожданный балет "Chroma" Уэйна МакГрегора, произведший в 2006 эффект разорвавшейся бомбы в лондонском Королевском балете.

Зрелище кому-то понравилось, кто-то громко фыркал, но так или иначе спектакль мало кого оставил равнодушным, и в антракте публика шумно обсуждала увиденное. Что же именно нам показали и откуда такие диаметральные впечатления?

"Хрома" - эксперимент с физическими возможностями человеческого тела. В нем задана совершенно изощренная пластика с экстремальными выворотами суставов, когда танцовщики совершают противоестественные движения, как если бы их тело очутилось в чуждой среде с иными двигательными задачами и физическими законами. Так, махи руками производились от плечевого сустава, после чего в движение приводилось и другое плечо, а вслед за плечами выгибался весь корпус. В итоге получалось волнообразное движение и эта ундуляция передавалась всему телу. Незнакомый хореографический язык ложился на сочную, резкую и местами тревожную музыку Джоби Тэлбота, и в итоге от всего действа исходила некая беспокойная аура, местами даже агрессивная, заостряющая углы.


Светлана Лунькина и Ян Годовский

Балет несет мощный визуальный концепт. Само название Chroma означает "цвет", однако в спектакле цветовое разнообразие мироздания раскрывается минималистическими средствами. Взору зрителя предстают танцовщики, 6 парней и 4 девушки, одетые в одинаковые короткие, не прикрывающие даже коротких трусов, пеньюары на лямочках. Всё - телесного цвета, и шокированое таким исподним унисексом сознание зрителя не сразу даже улавливает, что все герои облачены в белье разного оттенка, подобранное под цвет их кожи, волос, бровей и ресниц. Личность персонажа, его неповторимая индивидуальность передается через едва различимый оттенок цвета! Таким образом приходит осознание оттенков: даже незначительные различия могут складываться в гармоничное сочетание или взаимно отталкиваться, что и поддчеркивается в дальнейшем парным танцем. Балет подталкивает к раздумьям о важности малого, заставляет внимательней вглядеться в окружающий мир, просит не гнаться за контрастами, в быстрой смене которых устают и изнашиваются эмоции и чувства. С грустью подумал я об утраченной способности своего детства часами созерцать разводы и выщербины на стене, жилки на опавшем осеннем листе, жизнь крохотных обитателей луж на пустыре за домом. Сознание ребенка, лишенное утилитарной символики потребительского общества-матрицы, все еще обладает какой-то самоценностью и самодостаточностью, угадывает коды к познанию величия бытия, где все наделено равной ценностью - и папины золотые часы, и блестящий жук, и красивый камешек на речном песке, - все дышит жизнью в экзистенциально-независимом сознании ребенка.

Другим минималистическим инструментом послужила МакГрегору дзен-конструкция Джона Поусона в виде черного прямоугольного проема в белой стене. Единственный цвет здесь - цвет тел танцовщиков. Они словно парят в пустоте, появляются из ниоткуда и уходят в никуда.

Наделен балет и не очевидным, но глубоким эротизмом. В нем нет чувственности, но присутствует интимное взаимодействие рельефных тел в разно- и однополых парах и тройках. И хотя на всех белье одного фасона, оно не стирает, а, напротив, подчеркивает половые отличия танцовщиков: мышечный рельеф их конечностей, ширину плеч и бедер - все это открыто взору зрителя, выдается за границы одинаковых прямоугольников пеньюаров; и вновь сходство оказывается лишь иллюзией, обманом поверхностного восприятия. В единственной мужской паре притягивались и отталкивались уже приобретший харизму первый солист Артем Овчаренко и малоизвестный пока Максим Суров из кордебалета. В образе Артема читалось эклектичное противостояние - внешность гей-иконы и холодная неприступность натурала, в движениях Максима виделась трогательная неуверенность, почти испуг. Остальные ребята становились в пары с партнершами. Хочется выделить потрясающую экспрессию Вячеслава Лопатина. Вячеслав наделен невероятным потенциалом размашистых, стремительных заносок и безупречных позиций классического балета, которые в технике Chrom-ы были сублимированы и переработаны в невероятную лавообразную пластику. Приму-балерину Светлану Лунькину Chroma раскрасила в прямом и в переносном смыслах: в ней раскрылось что-то совершенно доселе невиданное, инопланетное, как говорит один мой знакомый - "добывающее мурашки". Не соответствовал заданному ритму только Игорь Цвирко, но и его по-кошачьи ленивая пластика неожиданно гармонично вписалась в действо, придав ему еще один оттенок. Интересно, что ассистенты МакГрегора отобрали танцовщиков, игнорируя табель о рангах, ориентируясь только на собственные эстетические критерии.

Как и многие спектакли в стиле contemporary dance, Chroma бессюжетна. И, несмотря на это, балет способен мощно воздействовать на восприимчивого зрителя. Однако в любой публике найдутся и ахроматы (люди, страдающие ахроматопсией  = цветовой слепотой).

МакГрегор, элитарно образованный интеллектуал, помимо всего прочего изучал экспериментальную психологию в Кембридже. Создавая Chrom-у он, вероятно, предвидел, что она затронет не всякого. Для кого-то, в силу беспощадного бега времени, детское мировосприятие безвозвратно утрачено. А кто-то похоронил уже и юношескую чувственность, заместив ее ханженскими суждениями о сексуальном опошлении и духовной деградации сегодняшнего общества. Так эволюционируют наши суждения по мере того, как всё больше тестостерона переводится в дигидротестостерон, отчего, краски окружающего мира блекнут, а заодно и развивается аденома простаты, и волосы колосятся по всему телу, только не на голове... Милых дам расстраивать своими вивисекциями, пожалуй, не стану :) Перечитаю-ка лучше "Ирис" Германа Гессе - как нельзя кстати...

P.S.: Порадовало, что все еще способен...:)

P.S.S. Обязательно повторю удовольствие на выходных, чтобы дочувствовать.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)