Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Варела. Этическое умение.

Friday, 15 July, 11:07, fregimus.livejournal.com
Этика ближе к мудрости, чем к рассудку.
Varela, F. (1999). Ethical Know-How. Stanford: Stanford Univ. Pr.

http://ifile.it/ctbw6d

Вводный курс из трех небольших лекций по энактивизму, прочитанных одним из основоположников этого направления в психологии Франсиско Варелой. Уместное здесь значение слова enact — «сыграть (роль)». Задача энактивизма —
не определение того, как некий независимый от воспринимающего мир реконструируется [сознанием —f], но реконструкция общих законов связи между сенсорными и моторными системами, объясняющих, как действие направляется перцепцией в зависимом от воспринимающего мире [здесь и далее в цит. выд. авт. —f].
Таким образом, энактивизм рассматривает сознательное существо как заземленного, пребывающего деятеля [situated agent — как это правильно по-русски?]. Важно также заметить, что энактивизм является возникательной, эмергентной теоретической системой. Мир, в котором живет наблюдатель, возникает через наблюдение, и этот же мир создает наблюдателя:
В энактивном подходе, реальность не является данностью; она зависит от наблюдателя, но не потому, что он «строит» ее по своему желанию, а потому, что считающееся существенным миром неотделимо от структуры наблюдателя.
Здесь приводится пример экспериментов Р. Гельда (Held R) и А. Хайна (Hein A) с котятами. Котята выращивались с рождения в полной темноте, и выпускались на свет только в условиях эксперимента. Котятам из первой группы дозволялось передвигаться самостоятельно. Однако, этих котят запрягали в особую тележку, на которой перевозились котята из второй группы, которым не позволялось двигаться: они были зафиксированы в тележке неподвижно. Таким образом, каждый подвижный котенок и его неподвижный «наездник» видели в процессе эксперимента практически одно и то же. Через несколько недель и тех, и других котят выпустили на свет. Первые, ходячие котята вели себя как нормальные зрячие. Вторые же, которых катали неподвижными, были по всем признакам слепы: они врезались в предметы и падали с краев. Реальность котят из второй группы не включала ничего видимого глазами, хотя и глаза, и мозг были у них в полной исправности!

Пьяж, Лакофф, Дрейфус, Дьюи.

Заземление этики. Буддийская этика. Вообще, честно говоря, когда в научной книге я читаю слово «буддизм», хватаюсь за голову. Однако, что удивительно, здесь буддийские сравнения обладают потрясающей иллюстративной силой.
We can distinguish between self-conscious or intentional action and self-less or intentionless action. At first the idea of action without intention seems absurd, but in fact our lives are full of intentionless actions. We dress, we eat, and more important, we exercise consideration for others. We do all these things without intention, but we do not do them randomly or purely spontaneously. We do them without intention because we are experts at them. Through appropriate extension and attention and by training over time we have transformed these actions into embodied behavior.

But just what is the key element that makes such intentionless learning possible? The answer is right in front of us. Our microworlds and microidentities do not come all stuck together in one solid, centralized unitary self, but rather arise and subside in a succession of shifting patterns. [И тут… —f] In Buddhist terminology this is the doctrine, whose truth can be verified by direct observation, that the self is empty of self-nature, void of any graspable substantiality. Once we are fully able to ride with the enormous openness contained in this sunya of self, the possibilities for further self-understanding become both vast and immediately accessible. This point is crucial. It is the golden thread that unites our self-understanding with an external and scientific account of mental functioning.
Деннет, Минский. Никаких Бодрийяров. Бродит призрак Хофштадтера, но по имени не называется.

Виртуальное «я». Основной постулат:
Etical know-how is the progressive, firsthand acquitance with the virtuality of self.

Этическое процедурное знание есть непрерывно происходящее, собственное, непосредственное постижение виртуальности своего «я».
Оммммм… Ой, что это я?

Ради самого звучания мысли — попало в резонанс, должно быть — мне стоило это прочитать.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)