«Путь к 500 кометам. Комета Еленина». Алан Хейл

Friday, 15 July, 17:07, spaceobs.org
hbt3-e1310744952332.jpgA. Hale Это, несомненно, одна из самых ожидаемых комет за последние годы. Она была обнаружена еще 10 декабря 2010 года, Леонидом Елениным, российским астрономом приживающим в городе Люберцы. В настоящий момент он является научным сотрудником Института прикладной математики им. М. В. Келдыша. Леонид является опытным наблюдателем комет, за сравнительно небольшой промежуток времени, им были переоткрыты несколько коротко-периодических комет, а комета C/2010 X1 стала его первой открытой кометой. Леонид удаленно наблюдает с помощью 45-см телескопа, оснащенного ПЗС-камерой, на обесрватории ISON-NM в Нью-Мексико (между прочим, совсем не далеко от того места, где я живу). На момент его открытия, комета была довольно слабым объектом, имела блеск между 19-й и 20-й звездными величинами и находилась в 4,2 а.е. от Солнца. Первые расчеты орбиты кометы Еленина говорили о том, что этот объект так и останется удаленным объектом. Однако, скоро стало ясно что комета движется по орбите с удивительно низким наклонением (1.8 градуса) и комета пройдет достаточно близко как от Земли, так и от Солнца. Более того, при таком взаимном расположении, проявится эффект переднего рассеивания солнечного света, который еще больше усилит блеск кометы. Все эти данные привели к осознанию того, что комета Еленин обладает хорошим потенциалом, чтобы стать достаточно ярким объектом - возможно, она даже станет «Великой кометой» – правда лишь на короткий промежуток времени,  вблизи прохождения перигелия. После своего открытия, комета Еленина начала медленно увеличивать свою яркость, приближаясь к Солнцу и Земле и прошла противостояние в середине марта этого года. К концу этого месяца я расчехлил свой телескоп Earthrise, оснащенный CCD камерой (этот телескоп не использовался в течении нескольких лет в связи с частыми переездами) и смог получить несколько изображений кометы, как слабого объекта 15.5-16 звездных величин. Так же, примерно в это же время я начал и визуальные поиски этой кометы. Однако, до того момента как я смог ее обнаружить прошло достаточно много времени. И вот, вечером 23 мая я заметил слабый, диффузный и «размытый» объект, немного слабее 14 звездной величины. В течении последующих нескольких ночей я убедился что это действительно комета (подтверждение перемещения кометы было затруднено ее очень малой угловой скоростью, на тот период времени). Сейчас комета является вечерним объектом, находящимся в созвездии Льва, примерно в шести градусах юго-восточнее яркой звезды Регула и в двух градусах юго-западнее звезды ρ Льва. В последующие несколько недель комета будет перемещаться по созвездию Льва, практически параллельно эклиптике, пока в начале августа не окажется в западной части созвездия Девы. К этому моменту элонгация кометы достигнет 40 градусов и ее наблюдения из северного полушария будут затруднены, хотя комета останется доступной из южного полушария. Элонгация кометы продолжит уменьшаться, но так как Солнце будет двигаться к югу, мы, наблюдатели северного полушария, возможно сможем следить за кометой вплоть до прохождения ею перигелия, когда элонгация составит всего 26 градусов. После прохождения перигелия, комета будет двигаться на небе в обратном направлении, практически точно между Землей и Солнцем и 26 сентября она пройдет всего в двух градусах севернее нашего светила. К концу первой недели октября комета Еленина появится на утреннем небе и будет быстро двигаться в северо-западном направлении, через созвездие Льва и 11 октября снова пройдет в шести градусах от Регула, но уже севернее. На минимальном расстоянии от Земли (0.23 а.е.) комета окажется 16 октября и продолжит свой быстрый полет через созвездия Рака и Близнецов. 22 октября она пройдет всего в одном градусе от яркой звезды созвездия Близнецов – Поллукса, после чего, в конце октября, войдет в созвездие Возничего, а в первой неделе ноября окажется в северной части созвездия Тельца. В середине ноября произойдет очередное противостояние кометы и 23 ноября комета пройдет чуть севернее рассеяного скопления Плеяд. В конце месяца она пересечет границу созвездия Овна в котором и будет находится до конца января 2012 года. Предсказание блеска для потенциально ярких комет, таких как комета Еленина, всегда проблематична. К сожалению, до настоящего момента прогнозы о яркости кометы не особо благоприятные, ее блеск пока находится ниже предсказанного, комета выглядит диффузным объектом с низкой степенью конденсации, что так же не является хорошим знаком. Более того, параметры орбиты сейчас точно говорят о том, что комета Еленина совершает свой первый визит во внутреннюю часть Солнечной системы, прийдя к нам из облака Оорта. Подобные кометы, как правило, обладают относительно высокой яркостью вдали от Солнца, но по мере приближения к нему, яркость растет медленее (наиболее известный или печальный пример – комета Кохоутека 1973f, хотя данный пример не относится ко всем кометам облака Оорта). Исходя из всего вышеперечисленного, осторожно-оптимистический сценарий предпологает что комета Еленина можеть достичь 10 звездной величины в начале августе, далее она станет сложным объектом для наблюдения из северного полушария. Блеска в 6m комета может достичь вблизи прохождения ею перигелия. Она может сохранить такую яркость до своего появления на утреннем небе в начале октября. В момент максимального сближения с Землей, ее блеск может упасть на половину звездной величины.  Далее скорость падения блеска станет ускоряться, ее блеск может составить 10 или 11 зведные величины вблизи противостояния, в ноябре. К концу года комета врядли будет ярче 13-й звездной величины. Как я уже говорил выше, существует потенциальная возможность роста блеска из-за эффекта переднего рассеивания (возможно на несколько звездных величин) в конце сентября, когда комета будет проходить между Солнцем и Землей. Однако этот эффект недолговечен и что более важно, он проявится только тогда, когда комета будет иметь очень малую элонгацию (тем не менее коронограф LASCO, установленный на космческом аппарате SOHO, сможет получить потрясающие снимки кометы). Конечно, все это лишь предположения. Комета легко может оказаться на одну или две звездные величины ярче или слабее. С другой стороны она может полностью распасться вблизи перигелия. Возможен вариант обоих сценариев, а так же вариант «нормального», предсказанного поведения кометы. Мы просто должны подождать и посмотреть что произойдет на самом деле. К сожалению, некоторые группы людей ухватились за новости о комете Еленина и начали пропагандировать всевозможные апокалиптические сценарии, связанные с этой кометой (я не буду давать ссылки на них, они и так разрекламированы больше чем заслуживают). Некоторые из них зашли так далеко, что подняли вопрос о том, является ли реальным человеком сам Леонид Еленин (я могу заверить читателей «Пути» что он реальный человек, я еще не встречался с ним, но переписываюсь с ним достаточно регулярно). Многие из этих сценариев в целом схожи с той чепухой, которую я помню еще по борьбе с кометой Хейла-Боппа (№ 199), практически 14 лет назад, причем некоторые из них пишутся все теми же людьми! Но факт остается фактом, мы все еще живы. По сути, в комете Еленина нет ничего необычного, у нее есть потенциал стать достаточно яркой, она пройдет достаточно близко от Земли (хотя несколько комет, включая 3 предыдущих кометы описанных мною, подходили еще ближе к Земле в течении нескольких предыдущих лет), но они не взвали никаких опасений. Давайте просто наслаждаться тем, что комета Еленина покажет нам.   http://www.earthriseinstitute.org/coms48.html#487