Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Общественная аккредитация - больше вопросов, чем ответов

Thursday, 07 July, 20:07, aquareus.livejournal.com
Аккредитую – значит, доверяю - http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=36824

Владимир МАКЕЕНКО

Общественность может и должна влиять на качество школьного образования. Инструмент такого воздействия был вынесен на специально организованные общественные слушания.

Ключ к качеству

«Мы проявили инициативу и разработали проект документа — “Показатели и критерии деятельности образовательных учреждений для общественной аккредитации”. С их помощью она и должна проводиться. Причём открыто: не только экспертами, но и представителями разных общественных организаций, в том числе родительских объединений. Результаты общественной оценки будут учитываться при проведении аккредитации школ», — сообщил собравшимся председатель новосибирской региональной Ассоциации независимых экспертов в сфере образования Олег Донских.

Об основных принципах представленного проекта рассказала заместитель директора ГБУ «Институт развития образования Новосибирской области» Юлия Захир. По её признанию, при разработке критериев и показателей, по которым объединённая общественность готова будет оценивать деятельность образовательных учреждений, взят за основу единственный в Российской Федерации опыт, который существует в Самарской области. В ходе подготовки новосибирского аналога несколько школ нашего города примерили предлагаемые показатели на себя, подкорректировали их, внесли свои предложения, часть из которых была учтена. Главными принципами общественной аккредитации являются гласность, открытость и добровольное в ней участие образовательных учреждений. «Ключевое понятие в той работе, которую мы проделали в ассоциации, — качество образования, — особо отметила Юлия Симановна. — И хочется верить: то, что мы сделали и будем делать вместе с вами, на качество образования станет влиять положительным образом».

В проекте все показатели и критерии образовательных учреждений (ОУ) для общественной аккредитации сгруппированы по разделам, например: открытость ОУ и взаимодействие с местным сообществом, доступность и спектр предлагаемых услуг, сохранение жизни и здоровья обучающихся, занятость во внеурочное время, безопасность образовательного пространства. Как рассказала одна из активных разработчиков проекта Татьяна Налепа, по сравнению с самарским документом, введён отдельный объёмный раздел критериев, касающихся взаимодействия ОУ с семьёй и родителями. Существенно переработан раздел, посвящённый социально-психологическому климату в ОУ. При этом сложившийся перечень критериев не является окончательным, он по-прежнему открыт для новых предложений.

«За» и «против»

Наиболее жаркое обсуждение в ходе общественных слушаний вызвал вопрос «Зачем?». Зачем оценивать в баллах такой критерий, как, например, общепринятое наличие информационного стенда в холле ОУ? Зачем в рамках общественной аккредитации выявлять то же, что проверяют специалисты образования, здравоохранения, пожарной охраны и т. д.? Зачем плодить дополнительных контролёров, которым, видимо, тоже нужно оплачивать работу? Зачем вообще всё это придумано, если существует государственная аккредитация ОУ?

Представитель новосибирского отделения всероссийского движения «В защиту детства» прямо заявил: «Зачем ломиться в открытые двери? Всё, что вы собираетесь оценивать с помощью общественных экспертов, могут сделать советы образовательных учреждений, родительские комитеты, попечительские советы, причём — бесплатно».

Инициаторы нового дела уверены в правильности реализуемой ими идеи. Целью госаккредитации, напомнили они, является установление государственного статуса ОУ и соответствия содержания образовательных программ требованиям федеральных госстандартов и качества подготовки выпускников. Общественная аккредитация, конечно, должна — и будет! — отличаться от государственной. Её цель — признание условий организации и результатов деятельности ОУ потребностям, нуждам и запросам родительской общественности и общественных организаций. Слово «аккредитация» означает «оказание доверия». И фактически речь идёт о выстраивании системы доверия к традиционному образованию через образование общественно-ориентированное.

«Общественная аккредитация важна, прежде всего, для самих образовательных учреждений! — считает Юлия Захир. — В условиях нормативно-подушевого финансирования системы образования уже реальна конкуренция между школами. Поэтому фиксация их имиджа, оценка общественностью их разносторонней деятельности может быть существенным аргументом для привлечения учеников».

На взгляд члена Ассоциации Натальи Чубыкиной, общественная аккредитация способна стать дополнительным, а порой — решающим аргументом и для сельской школы. Взгляд со стороны может показать, каково значение её воспитательной функции, какова её востребованность, а значит, и конкурентность по сравнению с близлежащими ОУ, особенно при решении вопроса о том, оставить её или закрыть.

Коллег поддержал Олег Донских. По его мнению, первая цель общественной экспертизы — показать, что объективно представляет собой учебное заведение. Она способна выявить, например, социально-психологическую атмосферу в ОУ — то, что не определяется официальными способами оценки. Так, Наталья Чубыкина обратила внимание на то, что, как известно, в Новосибирске есть «пятёрочные» школы. Но это, что называется, на выходе. А кого эти школы выбирают себе для обучения? А какой у них отсев? А что там вообще внутри творится, какая атмосфера? Всё это закрыто для общества. Но это и цена пятёрок.

Объективно оценить внутреннюю жизнь школ пока трудно без посредничества именно общественных экспертов. А ведь о ней очень важно знать родителям, которые выбирают школу для своих детей. Результаты общественной экспертизы полезны и для школьных администраций. В качестве рекомендаций они могут рассматриваться как вовсе не лишняя дополнительная помощь для корректировки деятельности ОУ.

Новому — быть!

Впрочем, в ходе общественных слушаний никого уговаривать не пришлось. Нашлось немало тех, кто практически безоговорочно высказался за общественную аккредитацию. «Мы просто обречены на то, чтобы создать подобного рода систему общественной аккредитации, — сказал в своём выступлении заместитель председателя Законодательного Собрания НСО Владимир Карпов. — Предлагаю данный проект декларации принять. Думаю, и в нашем профильном комитете документ встретит заинтересованное отношение депутатов. Надо также подумать, нельзя ли общественную аккредитацию интегрировать в систему образования Новосибирска или области? Главное, чтобы всё было по правилам, в рамках закона». А управляющий директор фонда «Гражданское согласие» Игорь Макаренко даже призвал «не зацикливаться только на школе», распространить общественную аккредитацию на среднеспециальные и высшие учебные заведения. Кроме того, по его мнению, должен быть специальный институт общественной экспертизы, который сосредоточится только на получении качественного продукта на всех уровнях образования.

Пожалуй, наиболее конструктивные предложения высказал директор Института развития образования НСО Владимир Иванов: «Чем дальше человек от школы, тем больше у него вопросов, — заметил он. — Конечно, некоторые критерии, представленные в проекте, требуют доработки. Но бесспорно одно: общественность должна участвовать в оценке деятельности образования. И моё предложение: поддержать нашу Ассоциацию независимых экспертов в сфере образования и её декларацию, естественно, принять.

Считаю, что школы сегодня, поскольку дело добровольное, не пойдут на общественную аккредитацию: зачем им нужен ещё один инспектор? Но областное министерство образования может сделать обязательным, чтобы в каждой комиссии по госаккредитации участвовал представитель общественности, которого рекомендует Ассоциация независимых экспертов. Тогда, кстати, и вопрос об оплате будет решён.

Только не надо повторять то, что уже делается при госаккредитации, иначе мы зайдём в тупик. Скажем, сегодня родители ножками выбирают дорогу к школе, особенно, когда их на жилмассиве три, и одна почему-то полная, а две — полупустые… Так не лучше ли для них, если будет специальный сайт той же ассоциации, на котором можно публиковать и официальные данные областного министерства образования о готовности школ, и обобщённые результаты ЕГЭ каждой школы, и открытые данные общественной аккредитации. Наш институт готов для этого предоставить свой портал».
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)