Кластер Пандоры

Среда, 29 Июнь, 07:06, nebulacast.com
heic1111a.jpgКосмический телескоп Хаббл22 июня 2011 годаС помощью Хаббла и ОБТ команда ученых провела длительные исследования скопления галактик Абель 2744 по прозвищу Кластер Пандоры, сложив по кусочкам всю его бурную историю. И оказалось, что Абель 2744 - результат столкновения по крайней мере 4 отдельных скоплений галактик с различными побочными эффектами, которые до этого еще не видели.В столкновениях скоплений галактик образуется полный хаос, который становится настоящим сундуком сокровищ для астрономов. Джулиан Мертен (Julian Merten), одна из авторов исследования скопления Абель 2744, объясняет: “Как при расследованиях крушений самолетов, мы рассматриваем кусок за кусочком, используя различные наблюдения, чтобы воссоздать события, случившиеся на протяжении периода в сотни миллионов лет. И это может рассказать, как такие во Вселенной формировались подобные структуры, как взаимодействуют между собой различные типы материи.”“Мы назвали это скопление Кластером Пандоры потому, что здесь есть много различных и странных явлений, некоторые из которых мы не видели раньше,” добавляет Ренато Дапке (Renato Dupke), еще один автор исследования.Абель 2744 изучали с помощью комбинирования данных Хаббла, ОБТ, телескопа Субару и Рентгеновской обсерватории Чандра.На снимках четко видны галактики скопления, составляющие всего менее 5% всей массы. Остальная часть - газ (20%), настолько горячий, что светится в рентгеновских лучах, и темная материя (около 75%), которая совершенно не видна. Чтобы понять, что же происходило, команде надо было увидеть, где находятся все три типа материи в Абель 2744.Темная материя не излучает, не поглощает и не отражает света, оставаясь неуловимой субстанцией, и обнаруживая себя только через гравитационное притяжение. Для того, чтобы все-таки ее обнаружить в космосе, команда использовала гравитационные линзы - искривление света далеких галактик в присутствии очень большой массы, находящейся в скоплении, результатом чего была серия предательских искажений галактик заднего фона на наблюдениях ОБТ и Хаббла. И по этим искажениям можно достаточно точно указать, где в действительности находится темная материя.В сравнении с этим, горячий газ в скоплении наблюдать было гораздо проще. И, хотя для целей исследования это были не настолько критичны, Чандра смогла точно установить, где находится этот газ, одновременно показав углы и скорости, под которыми сталкивались скопления.heic1111b.jpgКогда астрономы взглянули на результаты, они вдруг обнаружили несколько интересных вещей. “Оказывается, Абель 2744 сформировался в результате столкновений 4 разных скоплений в течение периода времени в 350 млн лет. Сложное и непонятное распределение различных типов материи - исключительно необычно и интересно,” говорит Дэн Ко (Dan Coe), еще один автор исследования.И оказывается, что это сложное столкновение разделило горячий газ и темную материю так, что теперь они находятся далеко друг от друга и от видимых нами галактик. Скопление Пандоры сочетает в себе различные явления, которые до этого мы видели поодиночке в других системах.В районе ядра скопления находится "пуля", где столкновение газа различных скоплений создало ударную волну, а темная материя свободно прошла сквозь него.В другой части скопления видны галактики и темная материя, но не горячий газ, который был просто выбит ударом, оставшись далеко позади в виде тусклого хвоста.Во внешних частях скопления видны даже более интересные вещи. В одной области находится темная материя, но совсем нет ярких галактик и газа. Виден также отдельный туманный клочок выброшенного газа, который скорее всего находится спереди, а не сзади связанной с ним темной материи. Это загадочное положение, возможно, говорит астрономам нечто новое о поведении темной материи и взаимодействии различных составляющих нашей Вселенной.Loading player...Скопления галактик - самые большие структуры в космосе - содержат буквально триллионы звезд. Как они формируются и как эволюционируют, проходя через повторяющиеся столкновения - одна из фундаментальных проблем нашего понимания Вселенной. Изучение Кластера Пандоры - самого сложного и зрелищного столкновения скоплений галактик, о котором мы знаем - продолжается.6261727348513450450-5243372928420435655?l=www.nebulacast.comIsmI_cXhoSU