Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Приличия конца XIX века

Monday, 27 June, 20:06, dimrill-dale.livejournal.com
Вчера смотрела в "Современнике" "Три сестры".
Поскольку не театрал, оценить не могу -- вначале казалось, что персонажи слишком много бегают, потом постепенно действие заворожило, потом ошеломило (а ведь пьеса-то знакомая...), а поутру снова стало казаться. что экзальтации можно и поменьше... И всё равно.
Интересно мне сейчас другое.
Интересно мне, можно ли было в конце XIX века расторгнуть помолвку без ущерба для репутации невесты?
От этого, по-моему, критически зависит интерпретация финала.
Вспомним: доктор Чебутыкин приносит трём сёстрам известие о гибели барона Тузенбаха, жениха младшей сестры Ирины. И вместо того, чтобы побежать на место происшествия, Ирина начинает плакать на месте, а потом каждая из сестёр произносит монолог -- вариацию на тему "а зачем жить?"
То ли это неожиданно классицизм влезает в самое неподходящее место реалистической пьесы, то ли это и есть смысл, пуант -- одиночество человека.
В общем, загадка, по-моему, выглядит так.
Перед дуэлью происходит разговор между Ириной и Тузенбахом: любит ли она его или нет. Она говорит -- нет, сравнивая свою душу с дорогим заперты роялем, ключ от которого потерян. На что Тузенбах отвечает: вот этот-то ключ и не даёт мне покоя. И уходит.
По-моему, это вполне себе самоубийство. Не застрелился, так полез под пулю.
А зачем?
Если моя догадка верна, то барон просто отказался от Ирины -- ценой своей жизни, если не было иного способа расторгнуть помолвку, не навредив ей.
[Это как у Онегина: мы привыкли полагает его холодным самовлюбленным фатом за его отказ Татьяне и дуэль с Ленским, а он ведь делает всё возможное, чтобы уберечь от беды первую и спасти второго.]
И тогда смерть Тузенбаха, на которую не откликается _никто_, -- это, может быть, самая глубокая трагедия пьесы. Даже эту, самую последнюю жертву, никто так и не оценил.
Если же всё это уже тогда решалось проще, и можно было спокойно отменить свадьбу, то тогда, увы, надо искать другое объяснение.
А Тузенбах, исполненный Иваном Стебуновым, прекрасен.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)