Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Преемственность

Wednesday, 15 June, 05:06, ivanov-petrov.livejournal.com
Отслеживая корни научных традиций, натыкаешься на крайне интересные совпадения. Вот происхождение московской зоологии. Она идет от Рулье. С одной стороны он возник из немецкой натурфилософии Шеллинга через М.Г. Павлова и Дядьковского. Там далее в предках весь цвет континентальной философии - Фихте, Кант, Спиноза, Лейбниц. При этом каждое имя, по сути, начинает новую традицию, а не продолжает. Что продолжил Кант? Или Фихте? Это были люди, возникшие сами собой, и сделавшие будущее.
Итак, возникает философская натурфилософия, а в связи с ней и естественнонаучная натурфилософия. Шеллинг и шеллингианцы, и независимо от него возникшие Гете и Сент-Илер. Это - мощнейшая традиция натурфилософии, вскоре погибшая в центре Европы и сохранившаяся в России.

Но с другой стороны Рулье наследует классической зоологии - он учился у Фишера фон Вальдгейма, который был последователем Кювье, одним из множества ученых, следовавших за великим французским зоологом.

А откуда возникает Кювье? Ответа нет практически нигде. Биография Кювье такова, что он возникает из ничего. Работал домашним учителем, волею добрых нравов и случая был рекомендован в Париж Сент-Илеру, который вытащил его из провинции и вознес в Музей. Он совсем сам появился, никто его не учил? Да, в общем, Кювье - как отмечают биографы - все годы работы домашним учителем упорно работал и приехал в Париж у же с готовой ситсемой зоологических взглядов, которые он лишь разворачивал в сочинениях и иллюстрировал все новыми исследованиями.

Об учителях Кювье никто не говорит. И все же можно отыскать совсем слабый след. Да, Кювье был гений и возник самостоятельно, но все же некоторое влияние он испытал. За все время обучения его в Каролингской школе Karlsschule в Штуттгарте единственный крупный ученый, с которым он беседовал - это Йозеф Готлиб Кёльрейтер. Это довольно загадочная фигура. Сын аптекаря, фармацевта, он выучился в университете. Печатался Кёльрейтер очень мало, известен как открыватель искусственной гибридизации растений. Казалось бы, частная тема. Между тем в приличных курсах генетики о нем говорится совсем в другом тоне. Кёльрейтер создал, по сути, теорию пола у растений (другое дело, что не он один и не до конца) и по праву находится вместе с Сожре, Найтом и несколькими другими учеными - в линии прямых предков генетики, он был человеком, глубже всех понимавшим в то время теорию пола и наследственных факторов. Помимо этого, он создал теорию насекомоопыления растений. Дело не в том, что он так уж специально воздействовал на Кювье - просто человек, создающий теории такого уровня общности, как теория пола и энтомофилия, может оказать влияние хотя бы размахом биологического мышления, может показать, чего можно желать, на что - надеяться и как можно думать.

А кто выучил Кёльрейтера? Тут вообще трудно что-либо понять, о нём мало известно - он много лет работал в Петербурге, в Академии наук, а потом вернулся в Тюбинген, в 1761, где и встретился с Кювье, тогда еще совсем молодым студентом. А в Тюбинген из далекой России Кёльрейтер вернулся читать лекции в местном университете потому, что когда-то он учился в Тюбингене и здесь защитил диссертацию, он Ph.D. Тюбингенского университета 1755 года. А учил его - Гмелин. Иоганн Георг Гмелин, знаменитый петербургский академик, путешественник по Сибири, гордость Академии, великий ботаник. Сын аптекаря, он учился в Тюбингенском университете, в 1727 году его окончил и по совету друга семьи, физика Г. Бюльфингера, поехал в Россию. А потом вернулся - в 1747 практически бежал, так что на нем остался долг (нанятый немецкий академик не мог по произволу уйти с русской службы, должен был отработать и получить дозволение уехать, Гмелин болел и бежал, а за это платили те, кто был его поручителем в академики), и его платили за него поручители, оставшиеся в России, в частности - Ломоносов, и уже из Германии, с родины Гмелин возместил русским академикам, что они за него заплатили правительству. И вот с 1749 Гмелин, пожилой больной путешественник, преподает в родном Тюбингене. И у него защищает первую свою диссертацию молодой Кёльрейтер. В 1755 Гмелин скончался, но образовалась эта вот удивительная линия научной традиции. Про учителей Кювье трудно говорить, потому что он - великий зоолог, а учителя его были ботаниками, и Кёльрейтер, и учитель Кёльрейтера Гмелин.

А учителем Гмелина был Иоганн Георг Дювернуа 1691-1759, зоолог, анатом и тоже академик Петурбургской академии. Как легко догадаться, этот Иоганн тоже учился в Тюбингене, закончил (Ph.D.) в 1716 и потом уехал в Петербург. Дювернуа был и зоологом, и ботаником. Как зоолог он прославился анатомированием редких экзотических животных - льва, слона, леопарда. Он показал, что кости вымершеого мамонта отчетливо связаны со строением скелета живущего ныне слона. Как ботаник - описывал флору Тюбингена.

А кто учитель Дювернуа? Сам великий Турнефор (1656-1708). Это - высочайший уровень ученичества. Едва не равновеликий Линнею ботаник, сформировал категорию рода, создал огромную ботаническую школу.

Турнефор учился у Пьера Маньоля в университете Монпелье, а с 1683 г. - профессор ботаники в Королевском саду в Париже. В самом начале 18 века, в 1700-1702 гг. путешествовал по Черному морю, Армении, Грузии. Погиб Турнефор самым странным образом: попал под лошадь. Недалеко от дома в Париже попал под повозку и умер. Создал знаменитую систему растений, реководящий признак - строение венчика цветка. Создал структуру системы растений - классы, секции, роды, виды. Он один из первых, кто в систематике стал использовать разноименные ранги - не просто говорить о страрших и младших родах, а говорить о классах и секциях. Виды именовал, используя род и видовое отличие.

В общем, это могучая традиция. Кстати, Маньоль был из семьи потомственных аптекарей. Учился в университете Монпелье, где сотней лет ранее учился врач Франсуа Рабле, затем "отец ботаники" Леонхард Фукс, Шарль де ль'Эклюз и другие замечательные биологи. Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнальдо де Виланова, Раймунд Луллий, Нострадамус, Эразм Роттердамский.

Pierre Magnol (1638-1715) received an MD degree at Montpellier in 1659, under Pierre Laugier

Pierre Laugier received an MD degree at Montpellier in 1603, under Pierre Richer de Belleval.

А его учителем был Pierre Richer de Belleval (1564-1632) got an MD at Avignon in 1587. He was a botanist and physician, and one of the founders of botany in France, the first to treat it as a science distinct from medicine.

Это не пустое перечисление имен. Каждый в ряду создал или поддерживал содержательную научную традицию. Достаточно сказать, что Кювье был творцом описательного метода в естествознании - знаменитый девиз называть, описывать, классифицировать в краткой форме говорит об этом. То, что у гуманитариев называется экзегезой и частично герменевтикой, у естественников входит в описательную традицию, которую обновил и развил Кювье. А другая упомянутая линия предков московской зоологии - натурфилософская - создавала сравнительный метод, один из самых крупных методов естествознания, недаром там были разработаны критерии гомологии. Так что в этой традиции сначала, на уровне Маньоля, Турнефора, Жюссье и других создавался классификационный метод, затем - описательный и сравнительный.


Кёльрейтер


Гмелин


Турнефор


Пьер Маньоль


de Belleval


Этьен Жоффруа Сент-Илер


Гете


Шеллинг
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)