Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Можем же... О чавыче. Неизданное

Tuesday, 07 June, 05:06, ivanov-petrov.livejournal.com
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1695411.html

Я просил рассказать мне о жанре чавыча.

[info]sizeof
Чав?ыча — вид народного литературного творчества, устное произведение малой формы, по стилю между притчей и былиной, начинающееся традиционным сюжетом, а заканчивающееся авторской импровизацией, обычно с элементами суждения старшего поколения о будущих событиях. Распространен среди степных народностей, в особенности у кавычей. "Низкое небо над вечной степью, догорающий закат над горизонтом. Скажи мне, старая кавычка, что ждет меня в грядущем?" (П.П. Семенов-Кавычский).

- Современных исследователей особенно привлекает изучение так называемого "второго ча". Как недавно выяснилось, в "элементах суждения старшего поколения о будущих событиях" заложены не прогнозы, а оценки будущих событий, которые еще не свершились во время формирования соотв. произведения. например, чавыча, записанная в 1927 году у кавычей станицы Глебской, гласит: "Ты пей, да дело разумей, а то не дела". Установлено, что это относится к времени правления президента ельцина и содержит оценку народом его реформ. Другая чавыча, тридцатого года, сообщает: "Одна голова хорошо, а две - смешно". Исследователи боятся догадываться, к каким годам относится эта чавыча.

- Надо отметить, что данный феномен, присущий кавычам (некоторые исследователи даже называли их вещим народом), принес им немало исторических бед. Тут и нападки со стороны монгольского ханства, и стилистические наезды средневековых немцев, и грамматические наскоки турецкого населения. Бритты обвиняли их в краже оборотов past in the future, их традиционной гордости. В процессе ассимиляции чужеземного знания, кавычи выработали особый способ его выражения: заморскую цитату начинали женщины-кавычки, затем мысль продолжали мужчины, и заканчивали вновь кавычки. Считалось, что с тем, что начала говорить женщина, лучше не спорить (эта мысль до сих пор популярна у многих народностей), и, таким образом, заключенное в кавычки начинало считаться непреложной истиной. Остатки этих верований и сейчас можно найти в интернете, где зачастую "всякая заключенная в кавычки фраза становится архиважной, не подвергается сомнению и не проверяется" (цит. по: В.И.Ленин, ПСС, т.512, с.1024).

- Это глубоко верный текст, я лишь немного дополню. Согласно особенностям своей веры, кавычи считали. что открывать текст должны кавычки-елочки, а закрывать - мужские кавычки типа гусиные лапки. Мифопоэтическая трактовка была такой: женщина начинает и выигрывает, мужчина молчит и уходит выполнять.
Другая особенность палеографии кавычей - двойные проблемы. Каждое слово у кавычей выделялось двойными проблемами, и лишь отдельные герои снижали число проблем до приемлемого уровня.

Вспоминая в своем прошлом наше будущее, кавычи не всегда строго датировали как факт произнесения отчередной чавычи, так и время, к которой относится данная чавыча. Сейчас одни исследователи полагают, что у кавычей был обратно-перспективный счет времени, так что самые старые чавычи относятся к далекобудущим временам. Другие исследователи считают. что время сочинения чавычей не соотносится определенным образом с последовательностью событий и любая чавыча может указывать на что угодно. Наконец, есть сторонники традиционного соотнесения - поздние чавычи указывают на самое позднее будущее. Разумеется, есть и модернистские трактовки, согласно которым одна чавыча может указывать на множество будущих событий. недавно я в своем докладе на ВНИТСОРЕ сделал предположение, что кавычи умели регулировать время чавыч. То есть сказитель так ловко управлял непокорной строкой, что по воле его она до опреджеленного года указывала на одно событие. а после - уже на другое, столь же будущее. Отсюда появляется интереснейший класс никогда не сбывающихся и в то же время неизменно верных чавыч, которые всегда указывают на вполне конкретное событие в будущем. а как только оно сбывается - предположим. а иной форме - сразу указывают на иное событие в более долеком будущем.

- Динамическое изменение футуропалеолингвистического времени чавыч так поразило исследователей (см. [1], [2] и [3]), что в некоторый момент родилась новая дисциплина - футуропалеолитика, в дальнейшем сокращенная до просто политики, изучавшая изменения не только смыслоа, но и времени, достоверности и морали высказывания, с помощью так называемого коннотационно-ситуационного управления. Эта технология позволила произвольно менять трактовку высказывания (обычно заимствованного у кавычей с помощью кавычек-респондентов) в любой момент времени после его собственно заимствования, произнесения, опубликования и погребения. Таким образом, единожды высказанное утверждение, благодаря современным нанотехнологиям, может всегда соответствовать текущему состоянию морали и текущим убеждениям высказывающего утверждателя.



[info]antihydrogen
- Чавыча (лат. Oncorhynchus tshawytscha) — самый крупный из тихоокеанских лососей. Средний размер ходовой чавычи 90 см. В американских водах чавыча достигает длины 147 см. Зарегистрирован случай поимки чавычи массой 61,2 кг.

- Ну хорошо, пусть ходовая часть у этого литературного жанра будет 90 см. В холке, считай, метр. Но по сравнению с Илиадой это, несомненно, мелкий жанр.

- По моему, тут главное не размер, а жизненный цикл: автор один раз в жизни приходит в издательство с папкой сюжетов, дерется с другими авторами, после чего кончает с собой. Зачем он это делает - непонятно, но есть гипотеза что он завещает все свое состояние на закупку литературных негров, которые должны развить его сюжеты

- не надо ограничивать себя биологией. Ну и что, что автор кончает с собой? Помните, как говорится... Типа: сынок, и,ты знаешь, что я сделал, когда написал свой первый детектив? я заткнулся и написал еще двадцать шесть. Не наше дело обсуждать способ кончины автора - возможно, он решил покончить с собой путем прожития в муках пятидесяти лет дальнейшей жизни с девизом ни дня без строчки. Кто испытывал этот способ самоубийства - знает, есть много более легкие. - Мне кажется, надо сосредоточиться на чертах жанра. Мне очевидна невероятность этого литературного плода, чавычи. Сама фонетика подсказывает - это нечто невероятное. И видится какой-то двойной удар - двойной смысл? Читатель думает, что он поражен одним образом, а погодя понимает - шалишь, брат, ты поражен совершенно иначе.

- Тогда чавыча - это развитие идеи хокку, трехсложное стихотворение




[info]demetrius84
Это такой вкусный размашистый литературный танец. Два или более авторов пишут в одном «потоке», мечут икру мелких самодостаточных, но способных к развитию текстов, движутся к неизвестной цели и получают яркое, выражаемое в творческом процессе и его результатах удовольствие от содержания своего творчества и самой ритмики процесса. Читатель по мере чтения сам как бы включается в это действо.




[info]kisochka_yu
- Мне кажется, это должно быть что-то вроде дурно пахнущего романа. Который читать неохота. а внутри - развесистая клюква. Пахнущая рыбой.

- О! Хм. Дурнопахнущий роман. Такие сейчас в моде. Наверное, с плотным сюжетом, да? Да-да, отличная чавыча. Много воды, несмотря на плотный сюжет. Костистый. Клюковка.

- Нет, мне кажется, насчет воды тут ошибочка вкралась. Вода тут внешнее. Чавыча, как обтекаемая подлодка, рассекает бурные (и не слишком чистые) воды литературного (кхе) моря. То есть такой дурнопахнущий роман обреченный плавать и выплыть. В сущности, примеров тому можно массу найти.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)