Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Что-то соскучился я без клинического бреда г-жи Кривонос. И вот обнаружилось

Sunday, 29 May, 23:05, aquareus.livejournal.com


Новый закон даст возможность врачу больше времени уделить пациенту - директор департамента Минздравсоцразвития Ольга Кривонос - http://www.ami-tass.ru/article/77511.html

10 . 05 . 2011 | 10 : 02

Медицинская отрасль в России, как во всем мире, постоянно движется вперед, предлагая новые методы лечения, диагностики, профилактики. В соответствии с этим законодательство должно отвечать современному развитию системы здравоохранения. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении федеральный законопроект "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Ключевыми моментами нового документа поделилась с обозревателем ИТАР-ТАСС Анной Баженовой директор Департамента организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России, заслуженный врач России Ольга Кривонос.

- Ольга Владимировна, какие задачи поможет решить реализация законопроекта?

- Я бы хотела начать с понятийного аппарата. Это важно не только в плане законодательства. У нас зачастую не было четких толкований, что есть заболевание, медицинская услуга, диагностика, медицинское вмешательство и др. Это приводило к тому, что медицинский работник и пациент по-разному понимали, что это такое. Двойное толкование иногда приносило недопонимание, усугубление ситуации, всевозможные споры и конфликты. Нужно, чтобы каждый человек имел четкое понимание, как это коснется именно его. Например, определение понятия "медицинское вмешательство" раскрывает контакт человека и медицинского работника, это как вмешательство в физическое состояние человека - осмотр тела, систем организма, так и беседа о состоянии здоровья.

Особая статья законопроекта, заслуживающая внимание, профилактическое направление. Такой статьи в действующем законе нет, и мы осознанно прописали ее отдельно. Кроме ответственности государства за организацию раннего выявления заболеваний, профилактику факторов риска и многое другое, прописана и ответственность самого человека за свое здоровье. Речь идет о регулярном прохождении профилактических осмотров, скринингов, диспансеризации, другими словами каждый человек должен быть замотивирован заботиться о своём здоровье. Также в законопроекте определена позиция и роль здорового образа жизни. Мы решили это узаконить. Напомню, что Всемирная организация здравоохранения, ОЭСР считают роль здорового образа жизни главенствующим направлением профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни - это правильное питание, физическая активность, психологическое состояние, отказ от вредных привычек и другое.

- Как отражены в документе вопросы оказания первой и медицинской помощи?

- Напомню, что поправка в действующий закон по поводу оказания первой помощи была внесена еще в ноябре прошлого года. Первая помощь - это не медицинская помощь, она оказывается сотрудниками специальных подразделений по специальному талону или правилу, а также может оказываться гражданами в рамках само- и взаимопомощи. В Советский период был хороший опыт по организации домовых хозяйств в населенных пунктах с малой численностью населения. Мы предполагаем возрождение домовых хозяйств, что особенно важно для сельской местности. Так, есть поселения, где 5 - 10 домов, но ведь там тоже живут люди. В таком случае на один из домов возможно возложение обязанности в рамках первой помощи. Например, в доме устанавливается телефонная связь с фельдшерско-акушерским пунктом, с участковой, центральной районной больницей, чтобы быстро вызвать медицинских работников, бригаду скорой помощи для оказания медицинской помощи. Предполагается оснащение домового хозяйства укладками первой помощи. Естественно должно быть желание самих жителей взять на себя эту функцию. Хочу отметить, что сельское здравоохранение - это особая проблема, смертность на селе значительно выше, чем в городе, заболеваемость выявляется на поздних стадиях, когда уже зачастую трудно вылечить болезнь. Впервые в законопроекте дана классификация медицинской помощи: по видам, условиям и форме её оказания. Важным направлением является выделение в первичной медико-санитарной помощи, помимо доврачебной, общеврачебной ещё и первичной врачебной специализированной медицинской помощи, развитие дневных стационаров. У регионов появляется аргументированная возможность, по показателям заболеваемости, смертности у себя в конкретной территории, в каждом населённом пункте создать "кадровый атлас" и решить еще одну злободневную для сельской местности и отдалённых территорий проблему нехватки врачей-специалистов различных направлений: кардиологов, неврологов, онкологов, психиатров-наркологов, и др. Скажем, муниципалитеты, в силу действующих законов и ранее изданных нормативных актов Министерства, не всегда могли иметь у себя в больнице должности врачей ряда узких специальностей, соответственно и финансово эти специальности не обеспечивались. Отсюда мы говорим - у нас нет кадров на селе, в отдаленных местностях.

В ряде регионов, чтобы как-то решить проблему, выстраивалась такая схема: врач был в штате на региональном уровне, а реально выезжал работать в сельскую местность. Теперь мы четко прописали возможность иметь врачей-специалистов на уровне первичной помощи. Более того, это уже предусмотрено теми программами модернизации, которые подготовлены каждым регионом. Правильная организация работы и системный подход напрямую зависят от работы самих регионов. Ведущие специалисты страны по каждой медицинской специальности готовы оказывать методическую поддержку медицинским работникам регионов. Часто оперируя термином "доступность медицинской помощи", мы вкладываем в это понятие, во-первых, близость медицинских организаций к месту жительства населения, и не только крупных лечебных учреждений, но фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, офисов врачей общей практики, во-вторых, как следствие - своевременность оказания медицинской помощи. Поэтому выстраивать систему здравоохранения возможно при достаточно необходимом количестве медицинских организаций, расположенных по месту жительства.

- Будет скорректировано время, выделяемое медикам на осмотр пациента, медицинские манипуляции?

- Безусловно. Нагрузка на медиков требует пересмотра и распределения временных затрат на определённые медицинские манипуляции. Как только закон будет принят, у Министерства появятся полномочия по изданию единого порядка оказания первичной медико-санитарной помощи, в котором будет учтено все то, о чём я говорила выше, но и многое другое, например, создание кабинетов, отделений неотложной помощи. Также нужно разгрузить врачей от ненужной бюрократической работы, чтобы медики смогли больше своего времени уделять пациенту. Например, мы проанализировали рабочий день врача и посмотрели, сколько времени уходит на прием пациентов и сколько на заполнение медицинских документов: различных справок, оформление листов на МСЭ, выписку рецептов, учётно-отчётной документации. Ориентировочно 45% на осмотр пациентов и 65% на "писанину". Понимая, что максимально надо разгрузить врача от непрофильной работы, мы обсуждаем создание отделений, где бы, в том числе, могли трудиться и медсестры с высшим образованием, занимаясь заполнением различных документов по назначению врача. Кроме того, время приема пациента также корректируется, за 10-12 минут трудно посмотреть пациента, дать рекомендации и оформить соответствующую документацию, соответственно время осмотра должно быть пересмотрено в сторону увеличения.

В стационаре - наоборот, нагрузка на врача составляет от 20 до 25 человек, не может врач за рабочее время квалифицированно посмотреть 25 человек с инсультом, к примеру. И мы эти нормативы по ряду профилей уже пересмотрели в сторону уменьшения сейчас пересматриваем остальные. Другой пример: скажем, время на проведение самой процедуры гастроскопии заложено 40 минут. Новые технологии, оборудование позволяет уложиться до 10-15 минут в среднем. И получается, что если считать по-старому, то на гастроскопию можно принять за рабочий день 5-6 человек. То есть врачу так и заплатят. При всем при этом, стоимость медицинских услуг в действующей системе ОМС низкая. Наложив одно на другое, возникает вопрос откуда же вырастет зарплата? Поэтому в рамках нового медицинского законодательства пересматриваются норматив нагрузки, увеличение стоимости медицинской услуги в рамках системы ОМС. Всё это позволит увеличить зарплату медицинским работникам.

- Все мы привыкли обращаться в службу 03, подвергнется ли модернизации эта служба?

- Наша задача - сделать так, чтобы пациенту не нужно было думать, в какое медучреждение ему обращаться, он должен быть доставлен туда, где будет оказана необходимая медицинская помощь. С любой проблемой, связанной с состоянием здоровья, гражданин может обратиться как в медицинскую организацию, так и в службу 03. Если говорить об остром состоянии, человек традиционно привык вызывать бригаду скорой помощи, и возможность эта сохраняется. В регионах будет создана единая диспетчерская служба. Специалисты службы должны отправить бригаду "скорой" для оказания помощи и оценки состояния пациента или перенаправить вызов в больницу по месту жительства, где будет организована неотложная медицинская помощь. Это невозможно сделать сразу, одномоментно по всей стране, хотя в ряде регионов такая система работает эффективно.

Мне задавали такой вопрос: как быть если женщина живёт в сельской местности и ежедневно вызывает скорую помощь при высоких цифрах для неё давления 140/90, чтобы сделать укол, скорая помощь теперь не будет выезжать? Конечно же как выезжала скорая помощь на все острые вызовы, так и будет выезжать. При этом надо понимать, что разовые уколы купируют острое состояние, но ведь нужно плановое постоянное лечение. Возникает другой вопрос, где врачи первичного звена, почему в плановом порядке врач не назначает постоянного лечения или почему не госпитализировали женщину, чтобы оценить состояние? Правильнее ежедневно направлять бригаду на дом? Этот пример свидетельствует о том, что нет выстроенной системы, отсутствует преемственность между службами (скорой, первичным звеном, стационарами). Вот эти все вопросы и будут урегулированы в рамках нового закона и подзаконных нормативных актах. Также важный момент - медицинская эвакуация. Ее порядок будет определен Министерством. Эвакуация может производиться авиатранспортом, морским транспортом, наземным транспортом в зависимости от географических условий, чрезвычайных ситуаций, но только с медицинским сопровождением. Кроме того, появится ответственность за медицинское сопровождение. Ведь машины "скорой помощи" строго классифицированы в зависимости от оснащения. В настоящее время нормативные акты носят рекомендательный характер, с принятием нового закона будут единые требования, и региональные власти будут ответственны за создание условий по медицинской эвакуации (неснижаемый запас лекарственных препаратов, расходных материалов, работающее медицинское оборудование), а медицинские работники - за квалифицированное медицинское сопровождение, и тогда уйдет понятие "лишь бы довезти и передать врачам в больнице, а там пусть разбираются"
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)