Бактерии думают наперед

Sunday, 16 November, 00:11, iscience.ru
061211_ecoli_hf.jpgБактерии, естественно, далеко не самые сложные существа, но они достаточно умны, чтобы ожидать повторения регулярных событий вроде наступления дня. И все благодаря встроенным биологическим часам. Но и этого не достаточно. Бактерии могут ожидать и подготавливаться также к неизвестным событиям, если те предсказываются сигналом. О каких событиях идет речь? Ну, к примеру, о колонизации пищевода млекопитающего. Escherichia coli (кишечная палочка), перед тем как поселиться в довольно сильно наполненном конкурентами кишечнике, должна сначала пройти через рот. Условия, вроде снижения уровня кислорода при продвижении ото рта к кишечнику, ожидаются бактерией и она успевает к ним вовремя приспосабливаться. Метаболизм кишечной палочки начинает готовиться к условиям кишечника еще не начав свой путь вниз по пищеводу. Исследователи решили проверить насколько однозначно реагируют бактерии на сигналы и могут ли они изменять свое поведение. Для этого образцы E. coli разогревали с 77 до 98,6 градусов по Фаренгейту (такой же разогрев происходит при попадании бактерии в ротовую полость). При этом у бактерий автоматически отключались гены, ответственные за аэробное дыхание, и активировались гены анаэробного дыхания. В следующем эксперименте ученые решили изменить условия. Популяцию кишечных палочек подвергали повышенным дозам кислорода в воздухе сразу после нагревания (что в природе практически не встречается). Стандартный ответ бактерий на повышение температуры изменился всего за сотню поколений! Таким образом, было доказано, что ожидания бактерий могут быть изменены и являются формой естественного отбора. Детально исследование описано в журнале “Science”. Related posts Почему БАК будут чинить так долго? (1) А вы – шопоголик? (6) В Австралии живут самые распущенные лягушки (4) Почему паучихи едят пауков (4) Ученые обнаружили ген, вызывающий рак у детей (1)