Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Голикова неоднократно заявляла, что законопроект получил полное одобрение и поддержку экспертов

Thursday, 19 May, 17:05, aquareus.livejournal.com


Голикова неоднократно заявляла, что законопроект получил полное одобрение и поддержку экспертов

Однако заинтересованные ведомства нашли в документе много темных пятен и неясностей, а медицинская общественность уверена, что принятие этого закона ликвидирует бесплатную медицину и вызовет рост смертности. А наши врачи и медсестры будут продолжать работать за гроши


Медицина будущего: здоровьем тут не пахнет - http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/prof/10402.html

19.05.2011

Закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", подготовленный Минздравсоцразвития, изменит всю законодательную базу здравоохранения в РФ. Заинтересованные ведомства нашли в документе много темных пятен и неясностей, а медицинская общественность уверена, что принятие этого закона ликвидирует бесплатную медицину и вызовет рост смертности.

Подготовка законопроекта шла непросто.


Текст, направленный в Государственную Думу в конце апреля, представляет собой четвертую по счету редакцию документа. В Минздраве неоднократно заявляли о том, что законопроект получил полное одобрение и поддержку экспертного сообщества. Тем не менее, фактически по личному указанию премьера Путина, утверждение нового закона Думой решили обсудить еще раз.

Профилактика и медуслуги без здоровья

В серии интервью и пресс-конференций представители Минздрава попытались разъяснить населению суть нового закона и необходимость его скорейшего принятия. В самом деле, предыдущий основополагающий закон в российском здравоохранении был принят 18 лет назад и успел порядком устареть.

Одним из достоинств нового законопроекта, как указывают в Минздраве, является введение "понятийного аппарата" — то есть законодательное определение основных понятий в сфере здравоохранения. Однако, как указывают критики Минздрава, во внушительный список получивших такое определение терминов "медуслуга", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "медорганизация", почему-то не попало то самое "здоровье", охране которого посвящен весь этот достаточно объемный текст.

Еще одной как бы новацией является законодательно закрепленный приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан, (статья 9). Впрочем, в чем именно заключается этот приоритет, остается непонятным. В качестве средств профилактики в законопроекте (статья 26) упоминается набор слов типа "социальные, санитарно-противоэпидемические и медико-санитарные мероприятия", и конечно же "формирование здорового образа жизни".


За лечение каждый платит сам

Среди нововведений, предусмотренных законопроектом — давно назревшая фиксация прав граждан на новые виды медицинских услуг. Статья 32 впервые вводит понятие паллиативной помощи, направленной на облегчение страданий неизлечимо больных пациентов. Статья 51 дополняет имеющееся законодательство о репродуктивных технологиях правом граждан на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов, использование донорских половых клеток с получением всей необходимой информации о доноре.

Красиво сказано, не правда ли? Одна беда — федеральный центр не берет на себя финансовое обеспечение только что обозначенных прав. А посему предоставление всех этих шикарных инновационных медуслуг оплачивается из средств самих граждан.


Вынужденное станет обязательным

Статья 78 законопроекта посвящена оказанию платных услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. В действующих "Основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ" платные услуги не упоминаются. Возможность их оказания в государственных больницах была предусмотрена постановлением правительства РФ от 13 февраля 1996 года. В условиях хронического недофинансирования здравоохранения в "лихие 90-е" эта мера рассматривалась как вынужденная.

Минздрав отвергает обвинения в намерении окончательно узаконить коммерциализацию здравоохранения. Напротив, как разъясняют представители ведомства, новый закон более четко закрепляет за гражданами право на полностью бесплатное медицинское обслуживание в рамках программы государственных гарантий. Согласно этим разъяснениям, взимать плату медицинские учреждения смогут лишь за предоставление условий повышенной комфортности, а также за некоторые, строго определенные и не предусмотренные государственными гарантиями вмешательства, в частности — отдельные виды пластической хирургии или эстетической стоматологии.


Стандарты порядки — минимальные и не для всех

Важнейшее положение законопроекта — введение универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Стандарты будут обязательны к исполнению для всех медицинских учреждений, порядки — только для участвующих в программе госгарантий. Соответствующие документы по 60 основным направлениям медицинской помощи уже подготовлены экспертными группами под руководством главных специалистов министерства.

Как разъясняют в Минздраве, стандарты и порядки будут выполнять несколько функций. Во-первых, они гарантируют необходимый минимальный уровень бесплатной медицинской помощи, который должен быть одинаковым во всех регионах страны. Они также регламентируют этапность оказания медицинской помощи и необходимый уровень оснащения оказывающих ее медучреждений. Кроме того, наличие универсальных порядков и стандартов лечения позволит жестко контролировать государственные расходы на бесплатную медицину.


Ответственность вменили медработникам

Большие изменения ждут и медицинских работников. Законопроектом (статья 64) вводится новая система аккредитации специалистов — получения индивидуальных допусков к определенным видам медицинской и фармацевтической деятельности. В перспективе, согласно планам Минздрава, аккредитованные по новым правилам медработники смогут лично нести ответственность за результаты своей работы — как их коллеги в развитых странах. Сейчас же при наличии претензий пациентов к качеству медицинской помощи гражданскую ответственность перед ними несут медицинские учреждения, а не работающие там врачи.

В Минздраве подчеркивают, что ведомство хорошо представляет себе нынешнее финансовое положение медиков. Именно поэтому окончательное формирование системы аккредитации, связанное с повышением уровня требований к специалисту, а также, вероятно, с финансовой ответственностью в случае предоставления некачественных медуслуг, отложено до 2017 года. До этого времени, полагают в Минздраве, модернизация и переход на бездефицитное финансирование через систему ОМС позволят существенно увеличить размер заработных плат в здравоохранении. Приблизительно к 2015 году, по предложению замминистра Вероники Скворцовой, выпускник медвуза сможет рассчитывать на зарплату в размере не менее 20 тысяч рублей.


Перед врачами захлопнули двери

Смогут ли сами врачи каким-либо образом влиять на ход всех этих процессов? Небезоблачные и в прошлом отношения Минздрава с независимыми организациями медработников в последнее время, как известно, совсем разладились.

При работе над законопроектом были приняты меры к тому, чтобы урегулировать эту неприятную ситуацию. В соответствии с 70-й статьей документа, профобъединения получают право на участие в разработке порядков и стандартов медпомощи, аттестации специалистов и заключении тарифных соглашений в системе ОМС только при условии аккредитации федеральным органом исполнительной власти — то есть, скорее всего, самим Минздравом. Неаккредитованным же организациям остается лишь разработка норм медицинской этики.


Ведомства подправляют, медики протестуют

Медицинская общественность и заинтересованные ведомства отнеслись к грядущим новшествам ревниво — было выдвинуто множество критических замечаний к новому законопроекту. Наиболее часто повторяющаяся претензия — отсутствие в документе каких-либо указаний на приоритеты развития и пути решения основных проблем российского здравоохранения.

В частности, эксперты Минэкономразвития считают недостаточно прописанными наиболее важные с точки зрения сохранения здоровья населения направления медицинской помощи, создание механизмов ликвидации дефицита кадров в медицине, формирование системы отчетности и критериев оценки качества управления здравоохранением. Также разработчикам предлагается законодательно определить уровень госрасходов на здравоохранение в % от ВВП и уровень оплаты труда врачей в соотношении со средней зарплатой по стране или с прожиточным минимумом.

В этой связи отмечается, что разработка Концепции развития здравоохранения до 2020 года, к которой широко привлекались профессиональные и общественные организации, была фактически провалена. С конца 2008 года проект Концепции застрял на уровне обсуждения между Минздравом и другими заинтересованными ведомствами.

Помимо Минэкономразвития критические отзывы на законопроект Минздрава опубликовали организации предпринимателей "Деловая Россия" и "Опора России".

Исполком Пироговского движения врачей России распространил заявление о необходимости отзыва документа из Госдумы. Того же мнения придерживается и "Лига пациентов". Негативное заключение о законопроекте опубликовала и возглавляемая Леонидом Рошалем Национальная медицинская палата.

А вот как основные претензии к законопроекту обрисовала в беседе с "Правдой.Ру" председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова:
В Минздравсоцразвития главным достижением законопроекта объявили "гарантию огромного объема бесплатной медпомощи". Но тогда непонятно, что же меняется: по Конституции нас и так должны лечить бесплатно…

Напомню, что программа госгарантий есть и сейчас, но с устаревшими нормативами. Сегодня в здравоохранении недостаточно средств не только на то, чтобы финансировать ее по современным стандартам, но и по существующим нормативам. Так, в регионах РФ в 2009 г. программа госгарантий была недофинансирована почти на 400 млрд. рублей.

Большинство госгарантий в законопроекте спущены на уровень регионов. На откуп им отданы и перечень заболеваний, на которые распространяются госгарантии, и перечень лекарственных препаратов, которые отпускаются бесплатно, и помощь людям, нуждающимся в длительном уходе… Это означает только одно: в одной стране в разных регионах будут разные гарантии — в зависимости от имеющихся средств, что повлечет огромное неравенство в доступности бесплатной медпомощи.

И еще очень плохо вот что. В проекте нового закона раздел по управлению качеством медпомощи просто отсутствует, вместо него — малопонятный текст по контролю над ее качеством. Нет в законопроекте и механизмов борьбы с 30%-ным дефицитом врачей.
По-моему, Минздравсоцразвития необходимо отозвать законопроект из Государственной думы и кардинально его доработать совместно с медицинской общественностью.

Если не решить проблемы, в первую очередь с финансированием, то принятие этого законопроекта очень быстро приведет к ухудшению ситуации — увеличению платности медпомощи, росту недовольства и населения, и медицинских работников. С учетом того, что население сегодня сталкивается с ростом тарифов на ЖКХ и других первоочередных статей семейного бюджета, оно не сможет увеличивать расходы на платную медицину. Следовательно, будет отказываться от получения медпомощи, а значит, будут расти заболеваемость и смертность. А наши врачи и медсестры будут продолжать работать за гроши.

Александр Орлов
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)