Другие новости от antarctic_2010.livejournal.com
Реклама на проекте
100 лет назад: Вторая Германская
Tuesday, 17 May, 13:05,
antarctic_2010.livejournal.com
Фильхнер собирался пересечь Антарктиду, нащупав проход во льдах, поскольку тогда ещё не было уверенности, сплошной ли это материк или нет. Как доказали мшанки, проход из моря Уэдделла в море Росса когда-то действительно был. Это отчётливо видно, если убрать лёд.
4 мая 1911 Фильхнер на трёхмачтовом экспедиционном судне Deutschland вышел из Бремерхафена, чтобы через Буэнос-Айрес прибыть на Южную Георгию, где он провёл 48 дней, а 1 декабря 1911 отчалил курсом на море Уэдделла. Как раз вовсю шла гонка к полюсу: Амундсен через две недели дошёл, а Скотт тоже уже был в пути, и ему оставалось сто с небольшим дней до трагической гибели.
Открыв новую Землю Принц-Регента Литпольда, Фильхнер вышел в бухту Фазель (куда потом стремился, но так и не дошёл Шеклтон) на краю шельфового ледника, который он поначалу назвал в честь кайзера Вильгельма, но потом перимновал в честь себя (ныне это ледник Фильнера-Ронне). Там было решено ставить зимовочный лагерь: но как раз откололся крупный айсберг, и недостроенную зимовку пришлось срочно эвакуировать. Но у Фильхнера был припасён "план Б": он повернул обратно на Южную Георгию – и вскоре вмёрз, но после семи с половиной месяцев дрейфа всё-таки снова встал на воду и в итоге благополучно вернулся в предвоенную Германию.
По маршруту Фильхнера в море Уэдделла с той же целью через пару лет отправился Шеклтон: но до бухты Фазель не дошёл, а что было дальше – все читали на заре сообщества.
Вот судно Deutschland: мало что видно. И сам Фильхнер: с причёской по моде начала века.
Судно это, как, наверно, почти все легендарные полярные суда героической эпохи, было построено в Норвегии, в городке Рисёр (где ныне действует подводное почтовое отделение) и сошло со стапеля под именем Björn. Фильхнер купил это судно при моральной поддержке Нансена, Шеклтона и Норденшёльда (все сплошь легендарные) и патриотично переименовал его в Deutschland. После южного похода судно было продано в Австрию (которая тогда имела выход к морю), потом в Италию, а 22 января 1926 корабль сгинул посреди Адриатики.
Фильхнер после Первой мировой изучал солёное озеро Цингай aka Кукунор (впервые обследованное Пржевальским), путешествовал по Тибету, получил научную премию от Гитлера, был в сороковые интернирован в Индии, вернулся, когда все его уже похоронили, и тихо закончил свою жизнь в Швейцарии в возрасте под 80, оставив после себя 27 солидных науч-поп книг и путевых дневников.
Комментарии (0)