Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Про реформу обучения - и моих пять копеек

Saturday, 23 April, 23:04, imbg.livejournal.com
 
Давно хотел обратить внимание, что уже две газеты - Lenta.ru и Gazeta.ru - завели себе очень не дурственные разделы по новостям науки: рубрика "Прогресс" у Ленты и рубрика "Наука" у   Gazeta.ru . Это очень круто - раньше информацию по новостям науки можно было отслеживать только на специализированных сайтах или по-английски. Мой респект редакциям.

И вот Газета.ру перепечатала из последнего Nature статью о том, что слишком уж много аспирантов на белом свете: Аспирантура застряла в средневековье. Позволю себе ложку дегтя в рассуждения о современном ученикостроении.



Вообще меня умиляет позиция, которую пытаются выставить чуть ли не акцсиомой - ученики это такая инертная Tabula rasa, мозги которых надо максимально комфортно и емко заполнить знаниями, для чего надо плясать вокруг них с бубном (не верите? почитайте про вступительный экзамен в чудо-юдо Сколково). Наперебой предлагаются новые схемы обучения - рисуются схемы и мультики, которые скоро будут понятны даже обезьяне. Голова ученика - это пустое ведро, а обучение - это тетрис - падают блоки знаний, и задача учителя - их компоновать наиболее удачно. Задача студента - "хавать" - ставить крестик в тестах, которые уже за тебя напечатаны в рабочей тетрадке; ведь устный экзамен - это фи, может травмировать психику недоросля.

Не удивительно, что большая часть выпускников рыщут по жизни и ищут, где ж теперь надо ставить ответы-крестики. Однако теперь - волнуются взрослые - таких выпускников что-то уж больно много стало. Наверное, виновата система обучения. Некоторые заголовки:

Большая часть аспирантских программ повторяют модель, созданную в европейских университетах в средние века.

                                                 Реформа аспирантских программ назрела и в США

Два возможных пути действия –радикальную реформу аспирантуры или ее полное закрытие.


Мне всегда было интересно - почему считается, что все студенты - это однородное вещество, которок потенциально может вырасти в 100 % гениев? И почему не нормально, когда только 10% студентов действительно владеют и горят своим предметом - остальные так, в виде баласта с тройки на четверку. Вся история науки (и любой другой области)  - это безжалостная битва, где более удачливый топит менее удачливого; при чем тут состязание идет в течении всей жизни, и не только ум, но и интуиция, и простая удача, и много других параметров (общительность, хобби, семья) - все дает свой вклад. Основное правило жизни - хочешь быть наверху - работай как проклятый. Не хочешь работать - наслаждайся, но тогда не расстраивайся. что твое мнение особо ничего не значит. Каждый выбирает свое.

Слишком много аспирантов - это ж прекрасно! Это классический дарвиновский естественный отбор, суть которого - дать здоровое племя ученых. Тех, которые прошли отбор один из ста! Остальные отбор не пройдут - но они создадут условия отбора, дав реализоваться тому, кто станет новым Эйнштейном, Нэшем, Фельдманов, Мечниковым. Если поделить студентов на безвредных (с троечки на четверочку) и полезных (выдкляются из толпы любым признаком - активность, ум, хитрость и т.п.), то процесс обучения чудео опишет цитата из Дарвина:

Не следует также упускать из виду, как бесконечно сложны и как тесно переплетены взаимные отношения всех органических существ друг с другом и с физическими условиями жизни, а отсюда понятно, как бесконечно разнообразны те различия в строении, которые могут оказаться полезными всякому существу при меняющихся условиях жизни.

Мы видим, что полезные для человека вариации несомненно появлялись; можно ли в таком случае считать невероятным, что другие вариации, полезные в каком-нибудь отношении для каждого существа в великой и сложной жизненной битве, появятся в длинном ряде последовательных поколений? Но если такие вариации появляются, то (помня, что особей родится гораздо более, чем может выжить) можем ли мы сомневаться в том, что особи, обладающие хотя бы самым незначительным преимуществом перед остальными, будут иметь более шансов на выживание и продолжение своего рода?

С другой стороны, мы можем быть уверены, что всякая вариация, сколько-нибудь вредная, будет беспощадно истреблена. Сохранение благоприятных индивидуальных различий и вариаций и уничтожение вредных я назвал Естественным отбором, или выживанием наиболее приспособленного. Вариации бесполезные и безвредные не подвергаются действию естественного отбора; они сохраняются как колеблющийся элемент, как это наблюдается у некоторых полиморфных видов, либо же, в конце концов, закрепляются в зависимости от природы организма и свойств окружающих условий.


Чем не обоснование нужды в большом количестве выпускников?

Реформа обучения не столь важна, как важно дать возможность лучшим студентам самим учить то, что им надо - и при этом жестко контролировать это устными и письменными экзаменами. И лучше старой, дедовской системы кнута и пряника, на мой взгляд пока ничего не придумано - просто преподавателей надо иметь хороших. 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)