Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"Красные" cвященники

Wednesday, 20 April, 20:04, wolf-kitses.livejournal.com

 


Via [info]voencomuezd

 

 

 

 

 

 

Эпиграф:
"На другой день дьякон отнес к портному праздничную рясу. А через два дня в бордовой толстовке, бритый, стыдливо прикрывая рукой бесстыдно выскочивший нос, заявился к Марфе - сказать ей, что из-за нее он решил погубить душу, отречься от всего, с дьяконицей развестись и жениться на ней, на Марфе.  
  - Ах ты, бедненький! Ну, поди, поди ко мне... Да что это у тебя глаза такие чудные?  
  - Что - глаза! Тут мозги наперекосы пойдут - от всего этого.  
Мозги у дьякона шли наперекосы: как в бурсе, он опять сидел и зубрил тексты - теперь из Маркса - в каждый вечер ходил на занятия в кружок".

 

В своё время я рассказывал о священниках, по различным причинам подвергнутых казни белыми войсками. Не все они были сторонниками красных. Но сегодня я расскажу именно о "красных" священниках. Предупреждаю, что я не считаю редкие переходы духовенства на сторону "красных" действием бесов, предательством Господа и прочим. я считаю это выбором позиции, который совершался по различным убеждениям -- из-за сложившихся обстоятельств, из приспособленческих соображений или из-за сознательного перехода на идейные позиции советской власти.  
Итак, начну. Буду благодарен за пополнение "коллекции". Правда, наряду со священниками в списке есть дьяконы и монахи.  

Священники-коммунисты 

1. В ходе Гражданской войны разделение на белых и красных коснулось и духовенства. Священник А. Попов, служивший в Пермской епархии, летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом (ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57–61 об.) 
«Первый период действия административно-силовой модели государственно-церковных отношений на Урале (октябрь 1917 — первая половина 1919 г.)». В.В. Вяткин, Пермский институт железнодорожного транспорта. 

 

2. Священник Елецкого уезда села Хмельница Андрей Горохов. Его письмо было опубликовано в газете "Известия Пермского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" за 19 октября 1918 г. 

По Уралу. 

 

Письмо священника коммуниста 
(Гор.Орлов). 

Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима. 

Также письмо было перепечатано в газете "Известия ВЦИК" за 27 октября 1918 г. 

Священники-совслужащие 

3. Дмитрий Яковлевич Попов, комиссар народного хозяйства Усть-Сысольского Совнархоза, лишенный сана 4 мая 1918 года и публично снявший рясу на ноябрьских праздниках в первую годовщину революции. Выдающаяся личность. Политический, культурный и хозяйственный деятель Севера дореволюционного времени, активный участник политических процесов края, популяризатор коми-культуры, поэт, разработчик эксплуатации природных богатств края. Активно способствовал открытию больниц и богаделень, культурных и церковных учреждений. К сожалению, из-за болезни сравнительно рано умер. 

Симпатии к большевикам проявил ещё в 1912 г. во время работы в Государственной Думы. Сохранились сведения, что он передал в фонд "Правды" десять рублей золотом. Но при этом примыкал к прогрессистам. 
После Февральской революции активно включился в политико-общественную жизнь, стал в конце 1917 г. эсером, активно работал в Советах Усть-Сысольского края, стал товарищем председателя съезда Советов края в сентябре 1917 г. В начале 1918 г. при быворах в исполком Совета стал комиссаром хозяйства, представляю фракцию эсеров. Из-за того, что забросил церквоные дела, 4 мая лишен сана, но очень долго ещё носил рясу.

Не оставлял и литературной деятельности. 
Посланный делегатом от фракции левых эсеров Усть-Сысольского Совета на V съезд Советов в Москву, имел беседу с лениным о эксплуатации природных богатств края: леса и нефти. По возвращении возглавил комиссариаты финансов и соцобеспечения.  
Осенью Дмитрий Яковлевич уже числится среди "сочувствующих РКП(б)", а в ноябре 1918 года бывший священник на празднике революции публично снял рясу.

15 ноября он вместе с отрядом чекистов провёл ревизию Троице-Стефановского монастыря, расположенного в селе Ульяново. До этого он уже ревизовал его - в 1898, 1905, 1910 и 1912 годах. Никаких нарушений выявлено не было. Тем не менее во время этой, последней ревизии - уже при советской власти - было вывезено около 30 тыс. руб. золотом, серебром, банкнотами и марками; серебряные и медные кресты, серебряные и бронзовые медали, прочие ценные бумаги и др. В декабре монастырь был закрыт. 
В том же месяце 1918 года бывший священник получил благодарность от делегатов III уездного съезда Советов. Делегаты признали, что Попов - "единственный человек, знающий до мелочи все наше хозяйство". Съезд выразил Попову, как "честному и энергичному работнику... самую горячую благодарность... за его высокополезную... деятельность... на благо и процветание Зырянского края". Попов болел, на пошел на переизбрание на пост пред.совнархоза, отказавшись, однако, от отделов финансов и обеспечения. 

Дмитрий Попов скончался 9 октября 1921 г. скончался в с. Деревянск, полузабытый многими. С большим трудом вдова добилась отпевания растриги и похорон внутри церковной ограды (хотя, очевидно, для самого Попова это мало имело значения). Крупнейший поэт и драматург (автор текста современного гимна Коми), ученик Д.Попова Виктор Савин откликнулся на смерть учителя некрологом в газете "Югыд туй" ("Светлый путь"), где признал, что "...таких людей, как Д.Я. Попов, мало было в дни революционной борьбы в Усть-Сысольском уезде, и память о нем должна остаться среди нас - молодых работников, вышедших на арену новой жизни после него". 
Более подробно: 
badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php 

А также: 

http://www.oilru.com/nr/89/1081/http://www.oilru.com/nr/89/1081/ 

http://www.emc.komi.com/03/15/071.htmhttp://www.emc.komi.com/03/15/071.htm

 

Другой священник-совслужащий:

4.Примером может служить свящ. о.А.Муранов, бывший заведующий Епарх.доходным домом. Он, после национализации доходного дома, остался на службе у большевиков и работал в одной компании с комиссарами Исполнительного Комитета по национализации домов и имущества дух.ведомства. Пастырское сознание о.Муранова каким-то образом мирилось с фактом совместной деятельности православного священника с теми, кои воздвигли открытое гонение на Церковь Христову, кои "силою смертоносного оружия захватили власть над нею и её достоянием", кои "признали излишни школы, подготовлявшие пастырей Церкви", кои "отнимали имущества православных церквей и монастырей"...) 

http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i138/1007/60/7668c8b950c7.jpg.html

5. На выборах Тургайского областного съезда Советов. 
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1203544200 
Вторым поднялся Хакимжан Саркин. Пятидесятилетний журналист, явившийся на съезд представителем от 7-го района мусульман гор. Кустаная, образование получил в Духовной академии, во время войны был военным священником, журналистом газеты "Степь", волостным комиссаром и, попав в немилость правительства Керенского, отстранен от должности. Работал в ревкоме Совета Степкрая, военный комиссар, заместитель Джангильдина.

Какой конфессии был Хакимжан, не сообщается. 

6. Виктор Парняков, священник Успенской церкви Кяхты-Троицкосавска, член Совета народных депутатов. К сожалению, информация из не слишком надежного источника -- газеты "Православная Бурятия" за от 14 октября 2010 г.  
Кто немного знаком с историей Кяхты-Троицкосавска, тот очень коротко знает эту историю про «красного» батюшку. Служил в Успенской церкви молодой священник Виктор Парняков, пришла советская власть, он ее принял, стал членом совета народных депутатов, за что был расстрелян белыми где то в районе Новоселенгинска, когда везли его в Верхнеудинскую тюрьму. И похоронен верующими рядом с Успенской церковью. Я хочу немного расширить сведения по этой теме и немного порассуждать об уроках, которые нам преподаются через этот необычный исторический факт – священник Русской Православной Церкви погиб за советскую власть. 

 

Кто желает узнать подробнее, может найти в газету в Интернете. 

 

[Про «красного священника» Парнякова была большая подробная статья в одном из №№ «Науки и религии» начала 1980-х гг., сейчас пытаюсь её найти. В.К.].

 

 

Священники-партизаны. 

7. Священник из села Усть-Мосиха Алтайской губернии Евгений Осипович Квалерий, который в народе имел репутацию бражника и заядлого рыбака, изначально симпатизировал советской власти, затем принимал участие в партизанском движении (в составе отряда усть-мосихинских партизан).  
Впоследствии работал председателем райисполкома. 
Из послесловия к книге Г. Егорова "Солона ты, земля!" (Ист.роман. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1963.)

Священники-агитаторы 

Впрочем, они преимущественно тоже партизаны.

8.И.А.Вашкорин, начальника агитотдела штаба партизан Тасеевской республики. Это, пожалуй, самый знаменитый священник, пошедший за красными -- во многом благодаря первому советскому роману В.Зазубрина "Два мира". 

9.Сходная судьба у священника Орлова 

"...комендант Канска капитан Мартын докладывал начальнику штаба Иркутского военного округа о том, что среди большевистских агитаторов выделяется "... знаменский священник Орлов, который с крестом и евангелием произносил большевистские проповеди. Обладатель большого артистического таланта, он заставлял слушателей рыдать и клясться быть всегда защитниками Совдепа и если надо погибнуть за него". Последователем Орлова офицер назвал и священника Вашкорин. Он, идя по стопам учителя, призывал крестьян записываться в Красную гвардию, и сам первый начертал свое имя"44. 
Ссылка на: Партизанское движение в Сибири. Т.1. М.-Л.: Госидат, 1925. С. 105. 
http://e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2004-1/17.doc 

10. Священник В.Головин. 

http://whitesiberia.narod.ru/publik.html 
"Были случаи перехода священников в лагерь партизан. Священник В. Головин рассказывает: “Я стал попом красного лагеря восставших крестьян. Продолжал служить и поддерживал в населении убеждение, что большевики не дьяволы, к которым не должен идти ни один поп. Вопрос морального запугивания белыми крестьян отпадал. Получалось, что большевики не отнимали религию. Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал. Я поднёс ему книгу, он взял и пел. В другой раз я сделал поклон. Пётр кивком головы отклонил это” . «Я приехал в село Благовещенское. Здесь немного спустя прибыл отряд П.К. Лубкова… Отряд был из 400 человек с обозчиками и санитарами. Конный объезжал и под окнами приказывал ставить самовар. То же и мне. Потом идут в квартиру бойцы и Лубков. Один ставит винтовку в передний угол под икону. Лубков шутя говорит: “Не ставь, тут всё-таки живёт батюшка”. Тот возражал, но перенёс винтовку. Штаб Лубкова жил у меня неделю… Я служил. Раз выпил с ними самогонку. Фельдшер отряда лечил мне глаза» "

 

11."Использовали попов и для агитации против колчаковского режима. И.В. Громов на заседании 10 августа 1930 г., посвящённом освобождению Каменского округа, рассказал, что “для усиления агитации мы иногда использовали попов, которые по нашим тезисам с амвона проклинали Колчака, а после эти самые попы убегали из сёл, так как боялись колчаковцев” ". 

12. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской  
В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. 
Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.
 
Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14 

 

Правда, священник он был, похоже, бывший. 
 Книга Памятник борцам пролетарской революции погибшим в 1917-21гг. Ленинград 1925г. С 220 говорит: "Скоро Жидяев сбросил священническую рясу, вступил в партию коммунистов и стал уездным агитатором волости". 

 

 

Священники-чекисты 

13. М.В.Слонимский. С 1914 года - дьякон, в ПМВ прапорщик, с 1917 г. - большевик, в ГВ - политрук. С мая 1920 г . - заместитель начальника Особотдела ВЧК 5 Армии, затем начальник адмотдела Иркутской губчека. 

14. А.В.Казанский - также бывший священник. Добровольно пошел в КА. Дослужился до помощника начальника секретно-оперативного отдела Омского губЧека. 

15. М.А.Покровский - священник Татарского уезда. По воспоминаниям М. И. Ступакова, в партизанский отряд Макарова, действовавший в Кыштовской волости Новониколаевского уезда пришел священник села Бочкаревка М. А. Покровский. Он был возмущен тем, что священнослужители "запятнали" себя поддержкой А.В. Колчака. Затем отрекся от "царского проклятого попизма". Работал уполномоченным Татарского политбюро Омского губЧека. 
Ступаков М.И. За правое дело, воспоминания. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. С. 116-117

Вся информация из работы Теплякова  "Непроницаемые недра (?). ВЧК-ОГПУ в Сибири 1918-1929 гг." 
www.fedy-diary.ru/

 

Сочувствующие священники 

16. По воспоминаниям М.И. Ступакова, священник Каннского уезда Баклянский неодобрительно относился к террору властей. 
Ступаков М.И. За правое дело, воспоминания. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. С. 73. 

17.В селе Панфилово Крапивинской волости Щегловского уезда псаломщик Конев предупредил о готовящемся аресте подпольщика С.Ф. Голкина и его товарищей. 
Голкин С.Ф. За народное счастье // За власть Советов. Кемерово, 1957. С. 14.

18. С симпатией, по мнению Ф. Архипова, относился к "красным" дьякон села Осколково Новониколаевского уезда. 
Архипов Ф. Война народная // За власть Советов. Новосибирск, 1947. С. 83. 

Далее из материала В.Г.Кокоулина "Сибирские партизаны и религия", прочитанного на 7-й Международной научной конференции "История белой Сибири".  

19. "Партизан Тальского полка Петров рассказывал: «Чувствуя свою двойную вину, усинцы встретили Тальский полк, что называется, в смертельном трепете. Старообрядческий священник, в знак солидарности, а может быть смягчения вины граждан, организовал встречу партизанам с иконами. При приближении к передовым частям Тальского полка всё население Уса опустилось на колени. Священник “торжественно” поднёс икону и вручил её командиру полка А. Марченко, который с улыбкой принял её. Эта икона до последне-го дня существования армии оставалась в штабе этого полка, и, при расформи-ровании в 1920 г., была сдана вместе с документами и ценностями в хозяйст-венный отдел 5-й Армии»".

Есть и другое свидетельство на этот счёт.

Читать дальше

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)