Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Зачем властям через пару месяцев после повышения страховых взносов поднимать вопрос об их снижении?

Friday, 01 April, 12:04, aquareus.livejournal.com


Теневая статистика - http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7BCEE93DE5-8164-41ED-9010-977D36F386FE%7D.uif

По оценкам Федеральной службы государственной статистики /Росстата/, теневая экономика в России составляет 16 проц от ВВП, и занято там примерно 13 млн человек, сообщил глава статистического ведомства Александр Суринов в интервью, которое публикует в пятницу "Российская газета".

Год назад А.Суринов называл другие цифры – по расчетам Росстата в кризисный годы объем теневой экономики в России колебался в пределах 20-25 проц, т.е. каждый пятый экономический активный россиян трудился на производствах, которые можно назвать "территорией зеро". И тогда, и сейчас А.Суринов отмечал, что в обязанности Росстата не входит анализ сложившейся ситуации, задача ведомства, в первую очередь, – определить параметры неформального рынка занятости и подсчитать размеры скрытой оплаты труда. Но в тоже время чиновник полностью согласился с мнением экспертов о том, что в период кризиса бизнес предпочел уйти в тень и сократить расходы, избегая налогов.

Решение о резком повышении нагрузки на фонд зарплат премьер Владимир Путин принял в разгар кризиса в октябре 2008 года. Пенсионный фонд тогда столкнулся с резким ростом дефицита, поэтому соцналог сначала решили превратить в страховые взносы, отменив трехступенчатую регрессивную шкалу, а максимальную ставку увеличить с 26 до 34 проц с 2011 года. Раньше президент принципиально против не выступал.

Но на этой неделе Дмитрий Медведев, выступая на заседании комиссии по модернизации, назвал снижение ставок одним из приоритетов работы правительства на ближайшее время.

Возникает некая двусмысленность – если верить цифрам А.Сурина, то объемы теневой экономики за последние два года сократились почти на 10 проц, что, согласитесь много, и это значит, что бизнес все-таки почувствовал, что удавка кризиса ослаблена. Если придерживаться данной логики, то не совсем понятно, зачем властям через пару месяцев после вступления в силу новых ставок страховых взносов снова поднимать вопрос об их снижении.

Вчера В.Путин заявил, что невозможно снять нагрузку с бизнеса и переложить ее на плечи рядового гражданина, простых решений у этой проблемы нет, но правительство каким-то способом будет исполнять поручение президента. Речь не идет о простом возвращении к действовавшему до 2011 года порядку - деньги на пенсионеров и медицину все равно нужны. Обсуждается несколько вариантов и снижения нагрузки, и компенсации доходов бюджета. В.Путин просит правительство не надеяться на нефтяные сверхдоходы, но не надеяться на них невозможно: В октябре 2008 года нефть Urals стоила около 67 долл за баррель, а сейчас – более 110 долл за баррель. Так что сокращение ставки страховых взносов сейчас выглядит вполне выполнимым, и это предложение тандема легко вписывается в предвыборную парадигму, отмечает газета "Ведомости".

Сам премьер-министр оценил выпадающие доходы в 400-800 млрд рублей. При этом 30 марта помощник президента Аркадий Дворкович заявлял, что от снижения ставок бюджет недополучит 400-500 млрд рублей. В Минфине считают, что ставка в 28 проц приведет к дополнительным расходам в 600 млрд рублей.

Минфин полагает, что частично расходы будут компенсированы с помощью увеличения налогооблагаемой зарплаты. Сейчас социальные взносы платятся с годовой зарплаты в 463 тыс рублей в год, после перехода этой отметки они обнуляются.

Россия заменила единый социальный налог /ЕСН/ на страховые взносы в начале 2010 года. Тогда же должна была подняться ставка налога с 26 до 34 проц, однако правительство решило заморозить выплаты на один год из-за кризиса. Кроме того, в конце 2010 года Д. Медведев предоставил льготы нескольким категориям малого бизнеса и оставил для них ставку в 26 проц и на 2011 год.

Два года назад председатель "Деловой России" Борис Титов заявлял, что увеличение социальных налогов окончательно похоронит отечественный реальный сектор - в стране будут работать только крупные сырьевые компании и киоски. Поступления в пенсионный фонд не увеличатся, а только сократятся – нам нечем будет кормить пенсионеров, так как некому будет отчислять взносы в пенсионный фонд – на олигархической экономике нам не выжить.

"Даже существующая ставка в 26 проц является для предприятий реального сектора серьезным обременением, особенно в условиях кризиса, - констатировал тогда Б.Титов. – Очевидно, что до 2011 года положение производства не выправится, если не ухудшится".

Увеличение социальных выплат до 34 проц, убежден Б.Титов, окажется для производственных предприятий неподъемным: они и так страдают от отсутствия оборотных средств. С переходом на новую ставку они останутся вообще без денег и вынуждены будут проводить массовые сокращения, замораживать выпуск продукции. Обычно в кризис экономика уходит в тень, но основные вызовы нас ждут в именно в 2011 году году, когда будут повышены социальные взносы, тогда многие зарплаты уйдут в тень и будет, о чем поговорить, предупреждали эксперты.

С точки зрения государства теневая экономика - это плохо. Не идут налоги, бизнес не выполняется социальную функцию, снижаются доходы бюджета. Но некоторые эксперты считают, что не всегда стоит осуждать такое поведение. Конечно, когда речь идет о производстве некриминальных товаров и услуг. При этом население вполне комфортно переживает рецессию, гораздо лучше, чем в других - более законопослушных странах, таких, как Германия, например. Коммерсанты стараются выжить, сохраняя своим существованием уровень производства, давая рабочие места. И такая нелегальная экономическая деятельность в кризисные период иногда даже полезна и позволяет сохранить прежний уровень жизни населения. С этой оценкой согласен и председатель совета директоров компании "Арбат Капитал Менеджмент" Алексей Голубович, замечая, правда, что во всем нужна мера. "Оценка правильная, до определенной степени, потому что когда рост теневого сектора начинает опережать рост белого сектора, это значит, что мотивации для законного бизнеса и уплаты налогов не осталось, и государство не выполняет свои функции", - поясняет А.Голубович.

"От налоговых органов скрыться можно, а от рэкетиров и взяточников уходом в тень не спасешься. Более того, теневой бизнес более подвержен вымогателям взяток и рэкетирам, потому что он не защищен своим белым статусом", - замечает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Так что правовая модель определенно выигрывает в долгосрочном плане. Гораздо надежнее теневого бизнеса, разумеется, хорошая экономическая и налоговая система, подмечает он вполне очевидные вещи, переводя стрелки на фискальную политику властей, которая, должна быть более последовательной и просчитанной вне зависимости от выборных циклов в России.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)