Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

ЗАТЕРЯННЫЙ МИР РОРАЙМЫ. Часть 2

Monday, 07 March, 03:03, botalex.livejournal.com
Может, индейцы прошлого и забирались на вершину Рораймы, однако белый человек впервые ступил на плато относительно недавно. Первопроходцы объявили гору неприступной. Одним из первых путешественников, дошедших до Рораймы в 1838 г, был Роберт Шомбургк - пионер научного исследования Британской Гвианы. Вернувшись со своим братом в Лондон, ученый привез богатые натуралистические сборы и завораживающий рассказ об удивительной горе, который незамедлительно породил легенды о доисторических формах жизни, сохранившихся на ее неприступном плато. Эти идеи развил в своем знаменитом фантастическом романе "Затерянный мир" Артур Конан Дойль, благодаря которому Рорайму окутал и без того ослепительный ореол загадочности и романтики. В те времена путешественники подбирались как можно ближе к тепую по реке Мазаруни, однако им все равно приходилось преодолевать большие расстояния пешком (в то время индейцы еще не успели спалить всю чащу тропического леса нагорья).

Summit of Roraima
Инопланетный пейзаж плато Рораймы утром 1 января 2011 года.


Презрев все трудности, влекомые фантазиями Конана Дойля сюда продолжали прибывать исследователи. В 1864 г до Рораймы добрел немецкий ботаник Карл Фердинанд Аппун, а в 1872 г, на нее любовался снизу Чарльз Баррингтон Браун, предложивший использовать воздушный шар для покорения вершины горы. С 1879 по 1884 г орнитолог Генри Увайтли совершил несколько походов к Рорайме. Его попытки проложить путь к вершине через непроходимый облачный лес склонов Рораймы не увенчались успехом.

В 1884 г немецкий коллектор орхидей Сьедель объединил свои усилия с прибывшими сюда путешественниками Эверардом Им-Тёрном и Гарри И. Перкинсом. Вначале они попытались пройти путем Увайтли, но проход не покорился и им. Однако Терн и Перкинс не оставили попыток и забрались на вершину, проложив свой собственный маршрут. Сегодня эту дорогу называют La Rampa. Несмотря на вполне предвиденные препятствия, восхождение оказалось нетрудным. Однако то, что они обнаружили на вершине, потрясло их воображение. Повсюду их окружали необычайные каменные фигуры, "бросающие вызов всем законом гравитации". Каменные изваяния были окружены водными потоками, водопадами, озерцами и болотами с низкой растительностью. В поле зрения покорителей не попалось ни единого дерева или крупного животного; их окружила первобытная тишина.

Bejaria imthurnii (Ericaceae) Sauvagesia imthurnii (Ochnaceae)
В честь Им-Тёрна названы эти 2 замечательных растения Рораймы: родственник наших рододендронов, бежария (Bejaria imthurnii) и совагезия из семейства охновых (Sauvagesia imthurniana).


Рассказы Им-Тёрна и Перкинса подогрели и без того огромный интерес европейцев к затерянному миру Рораймы. В 1894 и 1898 богатые научные сборы произвели МакКоннелл и Джон Квэлч. В 1911 по реке Кукенан в эти места забирается антрополог Кох Грунберг, собравший сведения о населяющин Канайму индейцах. Сегодня мы называем всех индейцев этого региона словом "пемон", на что они обижаются и не устают поправлять. "Пемон" по-индейски значит "человек". Так окресили местных аборигенов первопроходцы, не разобравшись в их языке. На деле же этот регион населяют три коренных этноса - taurepan, arekuna и camaracoto.

Connelia quelchii (Bromeliaceae) Rogersonanthus quelchii (Gentianaceae)
В честь МакКоннелла и Квелча названо красивое растение-литофит из семейства бромелиевых (родня ананаса) - коннеллия Квелча (Connellia quelchii). Справа фото удивительного представителя семейства горечавковых - роджерсонантуса Квелча (Rogersonanthus quelchii).


Всеобъемлющая научная экспедиция на Рорайму проходит в 1927 под руководством выдающегося маммолога Джоржа Генри Гамильтона Тейта. Его команда расставила ловушки по всему плато горы. "В каждой десятой ловушке мы обнаруживали создание, не отмеченное более нигде в мире", - с энтузиазмом писал ученый. Чаще всего в ловушки попадали неуклюжие черные жабанята ореофринеллы, названные в честь их первооткрывателей МакКоннелла и Квелча - (Oreophrynella quelchii, живущая на самом плато, и Oreophrynella macconnelli, обитающая в лесах склонов горы).

Oreophrynella quelchii Brocchinia tatei (Bromeliaceae)
Ореофринелла Квелча. Справа: броккиния Тейта - представительница семейства бромелиевых, названная в честь Джоржа Тейта, - не насекомоядна в отличие от растущей ниже броккинии усеченной.


Oreophrynella - род древних амфибий, встречающихся исключительно на тепуях. Поскольку жизнь на этих столовых горах мало проэволюционировала, ореофринеллы сохранили все признаки своих примитивных родственников из Африки. Брюшко у них оранжевое, но спинка черна как смоль. Вообще, все немногочисленные обитатели плато Рораймы окрашены в самые темные тона. Это явление в биологии известно как меланизм. Накопление пигмента спасает животных от мутагенных ультрафиолетовых лучей. Почти черны здесь и единственные 2 вида бабочек из рода Protopedaliodes, и стрекозы с пауками, и даже умилительные носухи коати (Nasua nasua vittata) - самые крупные обитатели Рораймы. Ореофринеллы - крохотные жабки, не способные прыгать. Медленно и неуклюже карабкаются они по скользким камням, перебирая лапками словно хамелеоны. Умей они прыгать - наверняка тут же угодили бы в глубокую расселину. Потревоженные жабанята прикидываются дохлятиной и скатываются в щель между камнями или в лужицу. На соседнем тепуе Кукенан обитает уже другой вид Oreophrynella nigra.

Первое удачное восхождение на Кукенан (или Матави) совершила в 1963 группа исследователей из университетского колледжа Бангора (Уэльс). Издали Кукенан очень живописен. Индейцы не забираются на этот тепуй по доброй воле, ибо верят, что его населяют души умерших. А теперь восхождение на него запрещено и законом. Во время дождей с Кукенана низвергается 4-ый по высоте водопад. Самый высокий в мире водопад Анхель (979 метров) можно наблюдать с небольшого самолета или вертолета, облетая Ауян-тепуи, но это уже совсем другая область Канаймы.

Matawí (Kukenán) tepui
Кукенан на закате


В 1933 лётчик из США Джеймс Эйнджел прилетел на Ауян-тепуи в поисках руды. По словам местных гидов, он искал алмазы. Это вполне оправдано тем, что местные аборигены во времена Джеймса Эйнджела постоянно говорили о камнях, которые, по их описаниям, можно было принять за алмазы. На самом же деле, плато, с которого падает водопад Анхель изобилует кристаллами кварца, вроде тех, что я мы видели на Рорайме (см. часть 1). 16 ноября 1933 Эйнджел, пролетая над Канаймой, обратил внимание на Ауян-тепуи. 9 октября 1937он вернулся в эти места и попытался посадить самолет на этот тупуй, но при посадке самолет был поврежден, и уже не мог взлететь снова. В результате Эйнджелу и трём его компаньонам, в их числе была и его жена Мари, пришлось спускаться с тепуя пешком. Их возвращение к цивилизации заняло 11 дней. Новости об этом приключении распространились очень быстро, и водопад был назван в честь Эйнджела (по-испанки его имя читается как Анхель - Salto Ángel. Т. о. водопад не имеет ничего общего с ангелами, как многие полагают. Самолет «Фламинго» Эйнджела оставался на месте приземления в течение 33 лет, пока его не сняли с плато вертолетом. Самолет был отреставрирован в авиационном музее города Маракай, и теперь он стоит прямо перед аэропортом города Сьюдад-Боливар.


Matawí (Kukenán) tepui
Кукенан в утренних облаках


Первые вертолетные экспедиции на Рорайму проводились с 1976 по 1978 под руководством Чарльза Брюэра-Кариаса, которому посвящена интересная статья в февральском номере журнала Geo. 72-летний Чарльз Брюэр-Кариас снискал себе славу самого гениального рыцаря удачи на просторах Амазонии и сумасброда. Когда ему было восемь лет, Чарльз Брюэр составил первый список снаряжения для будущих экспедиций. Сегодня на его счету около двухсот экспедиций в джунгли Амазонки и книга, ставшая классикой антропологии. Сфера его интересов огромна: ботаника, энтомология, геология, спелеология, этнотехнология, антропологическая одонтология. В его честь названо 25 биологических видов.

В наши дни на Рорайму круглый год взбираются туристы в обязательном сопровождении индейцев пемон. В наименее дождливые месяцы (август, декабрь и январь) Рорайму ежедневно покоряют по нескольку десятков человек. Многих, как моего спутника, профессора, сюда по-прежнему влечет фантастический роман Конана Дойля. Моим же Конаном Дойлем стал наш соотечественник, а теперь уже американец, неутомимый путешественник и специалист по крокодилам блоггер Владимир Динец[info]vdinets . Около 3 лет назад он опубликовал свой фотоотчет по Рорайме, который надолго овладел моим воображением. Именно рассказы Владимира о его удивительных приключениях и сподвигли меня завести этот блог в ЖЖ.

Cladonia sp. Maxillaria sp. (Orchidaceae) Epidendrum violascens (Orchidaceae) Epidendrum diffusum (Orchidaceae)
На склонах Рораймы среди лишайников можно обнаружить интересные орхидеи (кликайте на фото для увеличесния): максилярию (Maxillaria sp.), эпидендрум фиолетовеющий (Epidendrum violascens) и миниатюрный эпидендрум раскидистый (Epidendrum diffusum), укрывающийся между камнями у самой вершины.


Владимир - здоровый парень, и Рорайма покорилась ему без особых трудностей. Однако замечу, что подавляющему большинству туристов этот поход дается нелегко. В любом случае он очень опасен. Взбираясь по склону, вы сталкиваетесь с участками шатких камней, а на поверхности есть места, где часами приходится скакать по валунам, разделенным глубокими расселинами, упав в которые, вы рискуете сломать кости таза и надолго застрять между камнями в ожидании спасательного вертолета. Валуны эти покрыты склизкими сине-зелеными водорослями, которые никак не облегчают передвижения. На обратном пути, во время спуска, идущих впереди меня индейцев-носильщиков завалило камнепадом. Камнепад - дело непредсказуемое, а потому в таких походах даже самые опытные проводники рискуют своими жизнями. Одному парню камень угодил в висок, другому повредил колено, так что пришлось поработать айболитом (благо я никогда не расстаюсь с аптечкой, в которой всегда имеется противошоковые средства, а также сильный анальгетик трамадол). Больше всего перепугались туристы, которые в ужасе наблюдали судороги потерявшего сознание юноши. Ребят спустили, и через час их забрал спасательный вертолет. Парамедики прилетели очень опытные, оснащенные отличными шинами и всем необходимым для оказания первой помощи. Поговорив с бригадиром, я понял, что человек он знающий, хотя парамедики во всем мире не имеют врачебного образования.

Gran Sabana (Canaima)
Завтра на Рорайму!


Многие ребята в нашей группе попростывали, отчасти из-за физического стресса, отчасти - продрогнув ночью (температура летними январскими ночами опускается здесь до +5С, а то и ниже). Кто-то разбил голову, кто-то натер жуткие мозоли. Аптечка пустела на глазах, но я был рад любому облегчению моего багажа, - ведь даже с нашими 15-20 кг за плечами недельный поход давался с большим трудом.

Cloud forest on Roraima slope Roraima slope Tillandsia turneri (Bromeliaceae)
Склоны Рораймы покрыты чащей облачного леса. Здесь всегда влажно, много низкорослых пальм и древовидных папоротников. Стволы деревьев поросли мхами и эпифитами, как эта тилландсия Тернера (Tillandsia turneri) на фото справа


Как только мы очутились на плато, пошел дождь, и в поисках подходящего каменного укрытия мы, измотанные подъемом и промокшие до нитки, проскакали по валунам еще 4 часа. Профессор поначалу просто гундел, не понимая, как он мог подвергнуть себя таким пыткам, да еще за деньги, но ближе к ночи холод и сопли окончательно подпортили его настроение, так что я ознакомился с арсеналом крепких академических выражений, не известных даже Далю :). Но вот наступило утро 1 января и выглянуло солнышко. Тут-то мы и очутились на другой планете. "Другая планета" звучала на всех языках, поскольку с нами были и японцы, и немцы, и голландцы и венесуэльцы. Я сразу вспомнил любимый мульт из своего детства "Тайна третьей планеты". Не прошло и получаса, как профессор, позабыв об опасностях, сайгаком перепрыгивал расселины и жадно фотографировал чудеса иноземного пейзажа. Я же с энтузиазмом ботанил. На вершине мы провели всего два дня, но воспоминаний вобрали на всю жизнь.

Roraima summit
Настоящий доктор не упустит здоровой анатомии :)


Отдельная трудность - пересечение узких, но бурных рек по пути к Рорайме. Индейцы рекомендуют надевать толстые носки и в них ступать с камня на камень (действительно так намного легче). Но во время дождей речушки текут так стремительно, что человеку нетяжелому трудно устоять на ногах. Поэтому, если вы несете дорогие фотоаппараты и камеры, упакуйте их в герметичные пакеты и передайте индейцам. Замечу, что на всем пути у вас не будет возможности зарядить аккумуляторы, поэтому надо взять запасные, либо экономить кадры.

Bonnetia roraimae (Bonnetiaceae) Psychotria concinna (Rubiaceae) Maguireothamnus speciosus (Rubiaceae) Symbolanthus elisabethae (Gentianaceae)
Еще несколько замечательных растений: боннеция рораймская (Bonnetia roraimae) из семейства бонециевых - низкорослый кустарник с кроной в форме гриба, психотрия изящная (Psychotria concinna) с неестественно сиреневыми цветками - представитель многочисленного рода психотрий семейства мареновых, магуайротамнус прекрасный (Maguireothamnus speciosus) также из мареновых, красивейший симболянтус Елизаветы (Symbolanthus elisabethae) из горечавковых опыляют маленькие изумруднопёрые колибри


Что касается гигиены, помыться вы в любой день сможете в чистейших реках, а на вершине - в так называемых джакузи (см. снимок). Гиды выдадут вам специальное биоразлагаемое голубое мыло. По утрам вода стекающих с тепуев рек очень бодрит :). На плато нельзя оставлять фекалии, дабы не нарушать баланс уникальной экосистемы, приспособившейся к условиях дефицита органики. Так что ваши гиды будут сооружать на стоянках туалеты со специальными пакетами из крепкого полиэтилена, в которых вы и будете оставлять все свои "удобрения".

Summit of Roraima

С эпидемиологической точки зрения Канайма - довольно безопасное место. Здесь нет ни малярии, ни желтой лихорадки, ни даже лихорадки Денге. У местных индейцев я отметил лейшманиозные язвы (у одного очень крупную на лодыжке), но от этих паразитов обычно не умирают. Переносят лейшманий москиты (не путать с комарами), от которых хорошо помогают репеленты с ДЭТА. Резервуаром одноклеточных лейшманий являются в основном грызуны, и подхватить эту кожную болезнь гораздо вероятнее в сельве, куда мы с профессором и отправились после покорения Рораймы. Но об этом расскажу как-нибудь в следующий раз.

На десерт полюбуйтесь на Рорайму с птичьего полета в этом коротком отрывке из фильма BBC "Тайная жизнь растений", посвященному насекомоядной флоре тепуя:



Первую часть рассказа см. здесь.

Эти и многие другие фотографии смотрите в этом альбоме.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)