Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Перманентное состояние аффекта

Friday, 18 February, 20:02, aquareus.livejournal.com


Сегодня поприсутствовал в Общественной палатке на очередном заседалище на тему: «Роль самоуправления врачей в развитии системы здравоохранения в РФ».

Занесло туда любопытство, есть ли коллективный разум у нынешнего медицинского сообщества.

Поприсутствовал потому, что ушел через 15 минут после начала, в ходе первого сообщения.

Объясню, почему. Наряду с уважаемыми клиницистами, известными своими врачебными достижениями, на тусовке собрались "притязатели". Под таковыми понимаю персоналий, стремящихся не только попиариться, но и навязать остальным приоритет собственного эго (их персональный состав можно будет высеять на сайте ОП РФ в отчете о мероприятии). Правоту этого утверждения лишь подтверждает исключение: присутствовал и г-н Саверский, ну ни разу к теме не имеющий отношения.

Сначала известный персонаж мирового значения попререкался с председательствующим по поводу того, что тема множественности виртуальных медицинских объединений не заявлена в меню, подразумевая единственность приоритета организации, возглавляемой им. Забавно, что ровно то же читалось в глазах остальных "притязателей".

Первый доклад заставил меня извиваться аки ужаленный. Докладчик долго и нудно порол чушь, юридически несовместимую с жизнью, сопровождая все это слайдами. Некоторые дамы глубоко за-бальзаковского возраста на моем последнем ряду даже пытались конспектировать. По тому, как быстро им наскучило это занятие, стало ясно, что дураком от присутствия на этом шабаше недоумия почувствовал себя не только я. Возникла обоснованная уверенность, что дальше будет то же самое.

Не желая быть вынужденным статистом, я не стал ждать ни окончания доклада, ни перерыва, ни иной возможности незаметно покинуть плохой спектакль.

На самом же деле темой тусовки было обсуждение не того, кто более других белый и пушистый, а что нужно ВСЕМУ медицинскому цеху, т.е. идея бытия профессионального сообщества.

Будь это целевая и мотивированная аудитория, что бы сказал я (по материалам статьи Мамонтов С.А., Тихомиров А.В. Проблемы российского медицинского сообщества // Главный врач: хозяйство и право. - 2011. - № 1. - С.36-45):

1. В медицине исчез человек независимого образа мыслей, а в здравоохранении появился работник как исполнитель ведомственных предписаний. Медицина перестала быть искусством возможного, став ремеслом по трудовому найму. С течением времени врачи начали ассоциировать свою позицию не с медицинским сообществом, а с отраслевым ведомством – сместилась система координат.

Вместо тенденций консолидации по общности профессии сформировался устойчивый мейнстрим растворения профессии в должностных, научных и пр. различиях в единстве общественного конформизма и лояльности к публичным институтам. Независимость медицинской профессии от внешних влияний в России оказалась прочно утрачена.

2. Профессиональное самоопределение является условием существования медицины как профессии, поскольку в его отсутствие обладатели профессии перестают быть самостоятельными в следовании интересам пациента, а руководствуются ориентирами трудовых отношений, ведомственных указаний и экономических выгод.

3. Профессиональная принадлежность социальной опоры врачу не дает, служа лишь условием трудоустройства по полученному образованию. Не профессия, не уровень профессионализма имеет значение в настоящее время, а наличие образовательного документа как основание для притязаний на рабочее место.

Единственным условием профессионального самоопределения и становления медицинского сообщества является придание обладателю медицинской профессии экономической самостоятельности положения, подобно нотариусам, адвокатам, арбитражным управляющим. Врачу должно быть запрещено работать по трудовому найму, за исключением государственной и муниципальной службы.

Условием этого является ликвидация бюджетно-учрежденческой организации здравоохранения и индустриальная трансформация отрасли с созданием сети объектов здравоохранения для размещения врачебных практик.

4. Если в нынешних российских условиях последипломная подготовка (интернатура, ординатура) признается частью образовательного процесса, то в действительности эта своеобразная стажировка на рабочем месте, прохождение которой выпускником вуза демонстрирует наставникам его практическое созревание в профессии, является механизмом конвертации образовательных приобретений в практические навыки и умения воплощения знаниевого потенциала в деятельность по профессии. Отсюда вытекает необходимость существования общественного института профессионального наставничества.

5. Профессиональную пригодность, состоятельность в профессии, владение необходимыми для ее осуществления навыками и знаниями выпускнику медицинского вуза следует доказывать не государству и отраслевому ведомству, а состоявшимся в профессии коллегам, по итогам соответствующего испытания согласными поручиться за профессиональную пригодность новиция. Положение в профессии в этом случае определяется уровнем профессионального мастерства, реальных навыков и умений, а не наличием образовательных документов. Отсюда вытекает необходимость существования общественного института профессиональных испытаний.

6. Единожды состоявшись, профессионал не перестает оставаться профессионалом и через пять, и через больше лет при условии нахождения в профессии и осуществления практической деятельности по специальности. Необходимость повышения квалификации по специальности – это не кабальная обязанность, как сейчас, а потребность самого профессионала и всего медицинского сообщества безотносительно отраслевого ведомства. Такая потребность должна удовлетворяться экономической мотивацией.

7. Профессионализм должен быть независим и от социальной политики государства в здравоохранении. Обладатель медицинской профессии не в ответе за то, как государством проводится социальная политика и как организована социальная сфера в стране в целом и здравоохранение в частности. Обладатель медицинской профессии – не представитель здравоохранения, отраслевого ведомства, государства. Хорошо или плохо – здравоохранение в стране организует государство, а не медицинское сообщество, и отдельные обладатели медицинской профессии в состоянии лишь делать свое дело, а не предпринимать инициативы вместо государства.

8. В новой отечественной истории вопрос о создании органов медицинского профессионального самоуправления не стоял. Предпринимавшиеся попытки не консолидировали и не могли консолидировать медицинское сообщество в силу отсутствия стимулов развития профессионального самоопределения у разрозненных ведомственным и трудовым подчинением обладателей медицинской профессии.
При существующей организации здравоохранения и оформляющем ее законодательстве создание органов медицинского профессионального самоуправления невозможно. Место, которое за рубежом занимает в обществе медицинское сообщество, в России занято не обществом, а государством в лице отраслевого ведомства.

Потребностям общества в существовании медицинского профессионального самоуправления не отвечает административно-бюджетный уклад отраслевого ведомства. Отраслевому ведомству в существующем виде не нужна иная организация медицинского сообщества, кроме как субординационно администрируемая.

Нынешняя подвластность отраслевому ведомству позволяет противопоставлять медицинское сообщество остальному обществу, оставляя само отраслевое ведомство вне поля такого противопоставления. В результате члены неконсолидированного и администрируемого медицинского сообщества в глазах общества ответственны за несовершенство организации здравоохранения и отсталость медицины в стране, а не за использование потенциала своего профессионализма, хотя именно в этом совпадают интересы общества и государства в сфере охраны здоровья.

Медицинское профессиональное самоуправление как выражение автономии медицинского сообщества лишает отраслевое ведомство возможностей пренебрегать им и руководствоваться только предписаниями. В той мере, в какой медицинское профессиональное самоуправление может быть предусмотрено законом, оно становится неподвластным отраслевому ведомству.

9. Если саморегулирование – категория экономической деятельности и относится к хозяйствующим субъектам, то самоуправление – категория цехового упорядочения в профессии и относится к ее обладателям. Соответственно, профессиональному самоуправлению должны быть свойственны иные атрибуты, чем хозяйственному саморегулированию (третейский суд, страховые фонды и пр.).

Для целей профессиональной консолидации обладатели медицинской профессии должны объединяться в общественные организации как органы медицинского сообщества.
Для целей экономической консолидации обладатели медицинской профессии могут объединяться в некоммерческие партнерства как саморегулируемые организации.

Таким образом, медицинское профессиональное самоуправление в России возникнуть может только при смене действующей модели организации здравоохранения и оформляющего ее законодательства.
Создание института медицинского сообщества объективно отвечает интересам общества и государства, но не интересам отраслевого ведомства.
Возможность образования медицинского сообщества определяется экономической самостоятельностью его членов, достигаемой запретом трудового найма в гражданском обороте.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)