Другие новости от dimrill-dale.livejournal.com
Реклама на проекте
Оригинальная трилогия ЗВ: продолжение мыслей
Friday, 18 February, 10:02,
dimrill-dale.livejournal.com
"Новая надежда" больше похожа на концерт с солирующим Люком Скайуокером для довольно ограниченного состава оркестра. Лейтмотив -- судьба и поиск великой Силы, вернее, избранности, но не в смысле его отличности от других, а скорее раскрытие собственной судьбы. Концерт не как соревнование солиста и тутти, а поддержка, ибо всё действие концентрируется вокруг Люка.
"Империя наносит ответный удар" сложнее, над ней надо бы еще поразмыслить.
"Возвращение джедая" -- это тема с вариациями, причём тема самая простая -- любовь и дружба сильнее ненависти и страха. Она подаётся в первый раз через инверсию: фильм открывается прилётом Вейдера на вторую "Звезду смерти" и отчётливо звучит посыл повиновения из страха. Ср.с тем, как Вейдер покидает станцию в конце фильма -- его выносит Люк среди множества снующих людей, ни один из которых даже не делает попытки задержать человека, куда-то волокущего всесильного лорда Вейдера, что, вообще говоря, неправдоподобно, если вспомнить, что Люк -- это один из главных лиц повстанцев. И, заметьте, в новой трилогии такой поворот сюжета был бы невозможен -- как ни странно, при всей пафосности новая трилогия более приближена к реальности. Оригинальная трилогия -- это, в первую очередь, сказка, в том числе использующая хронотоп «чудесного путешествия» -- в новой трилогии от него остались лишь обрывки, своего рода экзотика, тогда как основное действие крутится вокруг событий на Корусанте (именно там -- смысловой центр событий, в том числе и противостояние, конкретно воплощенное в зданиях сената и храма джедаев).
Итак, возвращаемся к оригинальной трилогии. Вы спросите, почему бы не назвать «Возвращение джедая» той же симфонией с развитием темы, на что я отвечу -- там развития практически нет, скорее, можно говорить об усложненной композиции. В каждом микросюжете торжествует один и тот же принцип, одна и та же тема победы добра над злом. Это происходит на Татуине; в микросвязке на кораблях повстанцев (когда происходит планирование операции); на Эндоре, причем сразу дважды: во-первых, в глобальной истории нападения на «Звезду смерти», во-вторых, во вложенной в нее истории объединения с эвоками. Характерен, например, эпизод с двумя эвоками, один из которых гибнет, а второй его оплакивает. Этот кадр настолько проходной, что в более простом фильме на него не осталось бы времени; но в композиции «темы с вариациями» он важен.
Комментарии (0)