Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Опять про начальную школу в Германии.

Вторник, 15 Февраль, 12:02, progenes.livejournal.com
Напишу здесь, чисто для истории. Я, кажется, знаю про эту школу все или почти все. Мне с чужеземным менталитетом видно уже многое со стороны то, что не видно изнутри. После длительных и продолжительных боев корректных и расшаркивающихся разговоров с разными учителями и директорами, а также в результате внимательного изучения концепции современной немецкой педагогической науки стало ясно, что у них тут нехилые проблемы.

Итак, после сокрушительных результатов PISA тестов в немецкой начальной школе мнения разделились на два. Первое - "караул, надо что-то немедленно делать" и второе "Эти результаты необъективные, все в шоколаде, надо и в будущем придерживаться взятого курса". На первый взгляд может показаться, что это два противоположные мнения, но уже при первом приближении оказалось, что у адептов обоих мнений обозначился общий знаменатель. А именно – что надо делать немедленно и что уже частично было сделано до того, как были получены результаты теста PISA:

Логика такая. Плохие результаты это от низкой мотивации к обучению. Низкая мотивация образовалась благодаря целому ряду причин. Среди них - демотивация от оценок, недифференцированный подход в оценке, индивидуальная скорость познания материала, давление и строгость. Поэтому предлагается изменить концепцию обучения следующим образом:
-отменить оценки и заменить им каким-либо другим мягким оценочным способом. Оценку предлагается называть - "вербально выраженная дифференцированная диагностика успеваемости".
-подстроиться под индивидуальный темп каждого ученика.
-продлить начальную школу до шести лет, чтобы уже все успели без давления освоить базовый уровень.
-продлить учебный день, чтобы без домашних заданий, которые не все могут дома выполнить в силу ряда причин.
-отменить фронтальный урок, чтобы отменить дисциплинарное давление.
-отменить Leistungsdruck. Leistungsdruck это выразительное немецкое слово без адекватного аналога в русском. Что-то вроде "больших требований к высокой успеваемости" в одном флаконе. Leistungsdruck демонизирован в современной немецкой педагогике и приравнен к абсолютному злу.

Эта прекрасная идея разбивается вдребезги о суровую реальность. В вопросе отмены оценок кивают на опыт северных соседей, у которых тоже нет оценок, но с PISA все в порядке. Но при этом совершенно игнорируется опыт некоторых азиатских стран, у которых есть оценки, но у которых с PISA еще лучше, чем у северных соседей. Тут, мне кажется, есть наувязочка с немецким менталитетом. Хоть северные соседи и территориально ближе, но по строгости устройства рутины немцам ближе китайцы. Поэтому отмена оценок чисто интуитивно довольно некомфортная ситуация для немцев у которых все должно быть расписано и разложено по полочкам. И что получается: в школах, где вводят эту концепцию, учителя оценок уже не ставят, но на практике альтернативных оценочных методов (простите, диагностики) толком нет. Ни дети, ни родители понятия не имеют, на какой стадии индивидуального обучающего процесса они сейчас находятся.

Тут мы подходим к индивидуальному темпу, который также размывается об отсутствие четких инструкций, без которых учительницам начальной школы просто невозможно. Они с одной стороны вроде и рады, что инструкций нет. Но когда спрашиваешь их про критерии индивидуального темпа, в ответ мычиться что-то очень невразумительное (нет четкой инструкции). При этом учительницы железно убеждены, что все делают правильно. Вот как они определяют, когда ученик не усвоил материал из-за отсутствия, скажем так, некоторых требований к прилежанию, или он действительно еще не готов его понять? Мне это объяснили, что и то, и другое равнозначно. Ребенок должен сам созреть до самостоятельного прилежания без внешнего давления. Если в изначальной гипотезе отсутствие мотивации к обучению это результат давления, то если давление убрать, то мотивация появится сама собой. А если не появилась, то ребенок, значит, не созрел, надо еще подождать и повторить год. Может созреет.

На практике это выглядит так. Идет четвертый год школы, а пробелы где-то за второй класс и растут как снежный ком. Мы вовремя их выявили, быстренько подогнали пендюлем под зад и все, нет пробелов. Вот, - демонстрирую учительнице, - четыре года валяли дурака, а я взяла и научила за месяц. Всего-то надо было чуточку буквально прилежно поупражняться. Значит, дело не в ребенке, а в методике? Мне на это отвечали, что не во мне дело, это значит ребенок уже дозрел. А вот то, что я давлю, это нехорошо, это я забираю у ребенка детство и скоро мотивация у него закончится.

В общем, идея не так и плоха на самом деле. Плохо с реализацией. Есть школы, у которых по слухам такое получилось. Там вместо оценок внедрили самодиагностику учеников, учительский дневник успехов каждого ученика, а также родителям предлагается прикинуть как они оценивают знания своего ребенка сами. Общими усилиями уравнивают несоответствия. Такая концепция требует ежедневного бдения и постоянных контактов родителей и школы.

Что еще интересное я выявила. Беглый просмотр родительских форумов вскрыл факт, что подавляющее большинство родилетей, которые тратят время на выражения своего мнения в форумах, выдвигают требования не мучить детей учебой и вернуть им детство. Они группируются в клубы и активно занимаются трансформацией своих идей в законную форму. Но что интересно, буквально недавно подобная инициатива в Гамбурге про продление начальной школы до 6ти лет с треском провалилась на референдуме. Из чего я заключаю, что есть родители, которые меньше заняты форумной деятельностью, а больше занимаются образованием детей.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)