газетную заметку об исследовании и сам обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка "Страны BURK: итоги 2010 и перспективы 2011", удивился выбору неприличного для британцев слова.
И еще пожалел, что в обзоре отсутствуют обобщающие мысли о перспективах развития группы. Каждая страна рассматривается по отдельности, и читатель может сам пытаться их сравнивать. Помимо присутствия Сбербанка во всех четырех странах, не понятно, чем группа интересна или чем она отличается от других стран. Тезис о том, что перед всеми странами "стоит задача обеспечения устойчивого экономического роста за счет сохранения макроэкономической стабильности и поиска новых отличных от предкризисных моделей дальнейшего развития, не в последнюю очередь, за счет структурных реформ" слабенький, потому что структурные реформы необходимо проводить чуть ли не всем и каждому, куда ни ткни. Это не означает, что всем надо менять "предкризисные модели".
Мне лично кажется, что не было в этих странах никакого кризиса модели экономического развития. Был просто глобальный финасовый кризис, который обнажил ошибки, допущенные во время докризисного бума (с банками, бюджетной политикой, пристрастием к привязанным обменным курсам и т.п.). Пенсионные реформы и другие вещи как были нужны, так и остаются необходимыми. Ошибки надо поправить и продолжать расти такими же завидными темпами :) Потенциал громадный, и он не был исчерпан до кризиса.
Идея подумать о четырех странах очень привлекательная. Если выразиться мягко, то не всем гражданам нравится российская тандемократия, правление Батьки, победа Ющенко или же решение о досрочных президентских выборах в Казахстане. Однако, независимо от наших политических взглядов, жизнь не стоит на месте. Региональный диалог и экономическое сотрудничество необходимы и полезны. Об этом уже неоднократно записывал (в связи с визитом Чавеса здесь, и еще раньше). Этим четырем странам есть чему друг у друга поучиться, есть чем друг другу помочь. Для этого совсем не обязательно подталкивать Украину к таможенному союзу. Очень полезно было бы регулярно обсуждать между собой экономические проблемы и пути их решения, делится опытом, периодически сравнивать успехи.
В такой истории о четырех странах подход мог бы быть другим :). Если бы ставилась задача рассказать о группе, то начинать надо было бы не с России, как в докладе, не с Беларуси, как в BRUK, а с Kазахстана. А ситуация там говорит о том, что совсем не обязательно ждать "новой нормы" в четырех экономиках. На картинке видно, что до 2008 темпы роста ВВП на душу в Казахстане были сходными с ростом в Китае. Похожие картинки были у авторов обзора в октябрьской записке про Казахстан. На ней виден прогноз МВФ на будущие 5 лет, видно ожидаемое замедление роста или то, что авторы называют "новой нормой".
Но читатели должны отдавать себе отчет, что это все лишь неточный прогноз. Если посмотреть на похожий прогноз МВФ в апреле 2010 года, то Казахстану сулили в 2010 году вырасти на 2,4%. В октябре прогноз на 2010 год уже стал 5,4%. на самом же деле, как недавно рассказал в своем интервью Марченко, по предварительным данным ВВП в Казахстане вырос на 7%. Это просто иллюстрация. По Беларуси прогноз на 2010 год тоже был пересмотрен с 2,4% в апреле до 7,2% в октябре. Не надо делать из прогнозов культа :)
В Казахстане (как и в Беларуси :) во время кризиса не было падения ВВП, было только замедление, а 7% роста ВВП имели место при фактически разрушенном кризисом банковском секторе. Падение цен на недвижимость в Казахстане было громадным, больше, чем в Ирландии. Основные банки оказались банкротами. Но правительство не взяло на себя полностью обязательства банков. Оно пошло по гораздо более здоровому и правильному пути. До осени прошлого года продолжалась реструктуризация банковских долгов кредиторам со значительными списаниями. По итогам реструктуризации 80% акций перешло в собственность суверенного фонда Самрук-Казына, остаток в основном получили кредиторы как часть компенсации. Кредиторы с небольшими оговорками согласились, что с ними поступили справедливо (см. стр. 13-14 здесь или стр. 41 обзора Сбербанка). Только сейчас казахстанские банки принимаются за разгребание плохих долгов. Как быстро пройдет оздоровление сектора, пока сказать трудно, но пока все идет правильно и достаточно быстро.
С точки зрения долгосрочного роста банковский кризис пойдет экономике Казахстанана на пользу. Банки будут теперь лучше оценивать риски, за ними будут лучше следить и регулировать. Со временем это добавит эффективности. При удачном стечении обстоятельств и интенсификации регионального сотрудничества казахи могли бы научить своих коллег по группе, как надо чистить завалившиеся банки.
К зализывающему раны банковскому сектору надо добавить вялое строительство и торговлю недвижимостью, которые до сих пор не ожили. Пока еще трудно сказать, как будет вести себя экономика Казахстана дальше. Вполне возможно, что 7% не просто отскок ВВП, а начало возвращения к прежнему динамичному росту, причем не только за счет практически гарантированного роста добычи ресурсов.
Уже записывал здесь, что Казахстан практически обречен на высокие темпы роста. И про неизбежное укрепление тенге тоже. Марченко сообщил, что с начала этого года нацбанк уже прикупил валютных резервов на 2,5 млрд. долларов, сдерживая укрепление валюты, хотя за весь прошлый год купил 2. К марту национальный банк собирается (постепенно) перейти к более гибкому управляемому валютному курсу.
Изменяет ли Казахстан свою экономическую модель? Нет. По крайней мере не более, чем в других странах с банковскими кризисами. Пенсионная система укрепляется, Самрук-Казына становится активнее. Больше внимания уделяется развитию инфраструктуры и малого бизнеса. Если судить по тем мерам, которые осуществляются в стране, и по планам, которые принимаются на ближайшее время и на годы вперед, Казахстан вполне доволен своим ресурсным богатством и все более уверенно его использует, стараясь диверсифицировать экономику по мере сил. Глубокие структурные реформы во многих странах нужны, включая США, Великобританию, Францию, Японию, Германию и Италию, не говоря уже о Прибалтике и грециях с ирландиями. Нужны они Китаю и Индии, нужны Бразилии.
Еще можно было бы обратить внимание на заметный отрыв Казахстана (59) и Беларуси (68) в рейтинге "легкости ведения бизнеса", о чем я тоже здесь много раз упоминал. Могли бы лидеры группы подсказать России (123) и, особенно, Украине (145), как продвинуться в области упрощения процедур ведения бизнеса.
У Беларуси сохранается очень большой торговый дефицит, его надо сокращать. Во всех странах, кроме Украины, несуществующие или небольшие государственные долги. У Украины госдолг больше, но ниже, чем во вмногих странах ЕС. Все равно его снижать надо. Всем странам надо постепенно повышать внутренние цены на энергию, сокращая субсидии и повышая энергоэффективность производства.
Если в рамках таможенного союза или же этой группы крупных начали бы сравнивать основные экономические показатели, то могло бы у всех внимание к инфляции вырасти и к дефицитам бюджета. В общем и целом идея сотрудничества этих стран в регионе кажется здоровой.
Только название группы надо изменить, а то весь мир будет смеяться. Можно назвать их KURB. Это не означало бы "очень твердая глыба руды в жиле" и не ассоциировалось бы с женским телом, а звучало бы как "curb", что-то типа "обуздать", "ограничивать", "контролировать"...Это было бы прозрачным намеком на авторитарные аспекты правления в четырех странах. Но даже и в случае резких демократических перемен могло бы рассматриваться положительно, как в "curb appeal" :). К тому же это было бы еще одним сигналом неизбежного бума на рынке недвижимости, опять начиная с Казахстана.
Прочитав Другие новости от kar-barabas.livejournal.com
Реклама на проекте
Комментарии (0)