Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

KURB, не BURK? (Казахстан, Украина, Россия, Беларусь)

Пятница, 11 Февраль, 15:02, kar-barabas.livejournal.com
Прочитав газетную заметку об исследовании и сам обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка "Страны BURK: итоги 2010 и перспективы 2011", удивился выбору неприличного для британцев слова.

И еще пожалел, что в обзоре отсутствуют обобщающие мысли о перспективах развития группы. Каждая страна рассматривается по отдельности, и читатель может сам пытаться их сравнивать.  Помимо присутствия Сбербанка во всех четырех странах, не понятно, чем группа интересна или чем она отличается от других стран.  Тезис о том, что перед всеми странами "стоит задача обеспечения устойчивого экономического роста за счет сохранения макроэкономической стабильности и поиска новых отличных от предкризисных моделей дальнейшего развития, не в последнюю очередь, за счет структурных реформ" слабенький, потому что структурные реформы необходимо проводить чуть ли не всем и каждому, куда ни ткни.  Это не означает, что всем надо менять "предкризисные модели".

Мне лично кажется, что не было в этих странах никакого кризиса модели экономического развития.  Был просто глобальный финасовый кризис, который обнажил ошибки, допущенные во время докризисного бума (с банками, бюджетной политикой, пристрастием к привязанным обменным курсам и т.п.).  Пенсионные реформы и другие вещи как были нужны, так и остаются необходимыми.  Ошибки надо поправить и продолжать расти такими же завидными темпами :) Потенциал громадный, и он не был исчерпан до кризиса.

Идея подумать о четырех странах очень привлекательная. Если выразиться мягко, то не всем гражданам нравится российская тандемократия, правление Батьки, победа Ющенко или же решение о досрочных президентских выборах в Казахстане.  Однако, независимо от наших политических взглядов, жизнь не стоит на месте. Региональный диалог и экономическое сотрудничество необходимы и полезны.  Об этом уже неоднократно записывал (в связи с визитом Чавеса здесь, и еще раньше).  Этим четырем странам есть чему друг у друга поучиться, есть чем друг другу помочь.  Для этого совсем не обязательно подталкивать Украину к таможенному союзу.  Очень полезно было бы регулярно обсуждать между собой экономические проблемы и пути их решения, делится опытом, периодически сравнивать успехи. 

В такой истории о четырех странах подход мог бы быть другим :).  Если бы ставилась задача рассказать о группе, то начинать надо было бы не с России, как в докладе, не с Беларуси, как в BRUK, а с Kазахстана.  А ситуация там говорит о том, что совсем не обязательно ждать "новой нормы" в четырех экономиках. На картинке видно, что до 2008 темпы роста ВВП на душу в Казахстане были сходными с ростом в Китае.  Похожие картинки были у авторов обзора в октябрьской записке про Казахстан.  На ней виден прогноз МВФ на будущие 5 лет, видно ожидаемое замедление роста или то, что авторы называют "новой нормой". 

Но читатели должны отдавать себе отчет, что это все лишь неточный прогноз.  Если посмотреть на похожий прогноз МВФ в апреле 2010 года, то Казахстану сулили в 2010 году вырасти на 2,4%.  В октябре прогноз на 2010 год уже стал 5,4%.  на самом же деле, как недавно рассказал в своем интервью Марченко, по предварительным данным ВВП в Казахстане вырос на 7%.  Это просто иллюстрация.  По Беларуси прогноз на 2010 год тоже был пересмотрен с 2,4% в апреле до 7,2% в октябре. Не надо делать из прогнозов культа :)  

В Казахстане (как и в Беларуси :) во время кризиса не было падения ВВП, было только замедление, а 7% роста ВВП имели место при фактически разрушенном кризисом банковском секторе.  Падение цен на недвижимость в Казахстане было громадным, больше, чем в Ирландии.  Основные банки оказались банкротами. Но правительство не взяло на себя полностью обязательства банков.  Оно пошло по гораздо более здоровому и правильному пути.  До осени прошлого года продолжалась реструктуризация банковских долгов кредиторам со значительными списаниями.  По итогам реструктуризации 80% акций перешло в собственность суверенного фонда Самрук-Казына, остаток в основном получили кредиторы как часть компенсации.  Кредиторы с небольшими оговорками согласились, что с ними поступили справедливо (см. стр.  13-14 здесь или стр. 41 обзора Сбербанка).  Только сейчас казахстанские банки принимаются за разгребание плохих долгов.  Как быстро пройдет оздоровление сектора, пока сказать трудно, но пока все идет правильно и достаточно быстро. 

С точки зрения долгосрочного роста банковский кризис пойдет экономике Казахстанана на пользу.  Банки будут теперь лучше оценивать риски, за ними будут лучше следить и регулировать.  Со временем это добавит эффективности.  При удачном стечении обстоятельств и интенсификации регионального сотрудничества казахи могли бы научить своих коллег по группе, как надо чистить завалившиеся банки.  

К зализывающему раны банковскому сектору надо добавить вялое строительство и торговлю недвижимостью, которые до сих пор не ожили.  Пока еще трудно сказать, как будет вести себя экономика Казахстана дальше.  Вполне возможно, что 7% не просто отскок ВВП, а начало возвращения к прежнему динамичному росту, причем не только за счет практически гарантированного роста добычи ресурсов. 

Уже записывал здесь, что Казахстан практически обречен на высокие темпы роста.  И про неизбежное укрепление тенге тоже.  Марченко сообщил, что с начала этого года нацбанк уже прикупил валютных резервов на 2,5 млрд. долларов, сдерживая укрепление валюты, хотя за весь прошлый год купил 2.   К марту национальный банк собирается (постепенно) перейти к более гибкому управляемому валютному курсу. 

Изменяет ли Казахстан свою экономическую модель?  Нет.  По крайней мере не более, чем в других странах с банковскими кризисами.  Пенсионная система укрепляется, Самрук-Казына становится активнее.  Больше внимания уделяется развитию инфраструктуры и малого бизнеса.  Если судить по тем мерам, которые осуществляются в стране, и по планам, которые принимаются на ближайшее время и на годы вперед, Казахстан вполне доволен своим ресурсным богатством и все более уверенно его использует, стараясь диверсифицировать экономику по мере сил.  Глубокие структурные реформы во многих странах нужны, включая США, Великобританию, Францию, Японию, Германию и Италию, не говоря уже о Прибалтике и грециях с ирландиями. Нужны они Китаю и Индии, нужны Бразилии.

Еще можно было бы обратить внимание на заметный отрыв Казахстана (59)  и Беларуси (68) в рейтинге "легкости ведения бизнеса", о чем я тоже здесь много раз упоминал.  Могли бы лидеры группы подсказать России (123)  и, особенно, Украине (145), как продвинуться в области упрощения процедур ведения бизнеса. 

У Беларуси сохранается очень большой торговый дефицит, его надо сокращать. Во всех странах, кроме Украины, несуществующие или небольшие государственные долги. У Украины госдолг больше, но ниже, чем во вмногих странах ЕС.  Все равно его снижать надо.  Всем странам надо постепенно повышать внутренние цены на энергию, сокращая субсидии и повышая энергоэффективность производства. 

Если в рамках таможенного союза или же этой группы крупных начали бы сравнивать основные экономические показатели, то могло бы у всех внимание к инфляции вырасти и к дефицитам бюджета. В общем и целом идея сотрудничества этих стран в регионе кажется здоровой. 

Только название группы надо изменить, а то весь мир будет смеяться.  Можно назвать их KURB.  Это не означало бы "очень твердая глыба руды в жиле" и не ассоциировалось бы с женским телом,  а звучало бы как "curb", что-то типа "обуздать", "ограничивать", "контролировать"...Это было бы прозрачным намеком на авторитарные аспекты правления в четырех странах.  Но даже и в случае резких демократических перемен могло бы рассматриваться положительно, как в "curb appeal" :).  К тому же это было бы еще одним сигналом неизбежного бума на рынке недвижимости,  опять начиная с Казахстана.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)