Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Дейр эль-Мединэ. Красиво :-)

Thursday, 10 February, 18:02, victorsolkin.livejournal.com
В качестве постскриптума ко вчерашней лекции о Дейр эль-Мединэ и быте царских мастеров, несколько роскошных кадров из малоизвестных (кроме Инхерхау) гробниц местного некрополя от (с) Sandro Vannini и статья о поселке из нашей Энциклопедии :-) Для разбавления ленты "военного времени".



Фрагмент сцены жертвоприношения предкам. Роспись гробницы художника Ипуи (TT217), 13 в. до н.э. (с) фото - Sandro Vannini



Дейр эль-Мединэ - местность на левом берегу Нила в 1,7 километрах от реки в Фивах. Современное название происходит от арабского «монастырь города». В начале XVIII династии при фараоне Аменхотепе I, здесь был основан поселок строителей, художников и ремесленников, создававших царские гробницы. Большинство зданий поселка было возведено при Тутмосе I, который, возможно, был первым фараоном, чья гробница была высечена в Долине царей – новом царском некрополе. При Аменхотепе III для обозначения поселения начал использоваться эпитет «Место Истины», которое фигурирует в древнеегипетских текстах наряду с «Большим местом (т.е. гробницей фараона, а позднее – некрополем вообще)».

Поселок, сооруженный при Тутмосе I, был уничтожен огнем. Возможно, это произошло во время царствования Эхнатона, когда мастера были переведены на работы в новую столицу – Ахетатон (совр. эль-Амарна). Вновь Дейр эль-Мединэ была восстановлена при Хоремхебе. Старые дома были разрушены, а кирпичная стена заменена каменной и увеличена в периметре. Наибольший расцвет поселка пришелся на время правления фараонов XIX- начала XX династий, когда не только требовалось значительно большее количество рабочих рук для строительства все более роскошных царских гробниц, но и появился новый некрополь – Долина цариц. Именно в это время вне стен были построены дополнительные 40-50 домов, а сам поселок, не имея возможности увеличиваться в ширину, вытянулся до 131,6 метров в длину.

Поселение рабочих имело достаточно простую планировку: от единственного действовавшего в обычное время входа с севера на юг вела основная улица, на которую выходили фасады домов. Все селение опоясывала окружная дорога и стена, высота которой достигала 6-7 метров. Улицы были настолько узки, что могли быть перекрыты циновками. У северного входа, рядом с постом охраны, находилась огромная цистерна с водой.



Дейр эль-Мединэ. Общий вид деревни. (с) фото - Виктор Солкин, 2008.



Дейр эль-Мединэ. Некрополь. (с) фото - Виктор Солкин, 2008.

Дома имели достаточно однообразную планировку и были невелики по площади. Фасады украшались изображениями членов семьи и домашних животных. Через дверной проем, часто выкрашивавшийся в синий или желтый цвет, посетитель попадал в небольшое переднее помещение, служившее, по-видимому, не только прихожей, но и маленьким храмом, посвященным одному или нескольким богам, таким как Бес. За ним находился главный зал, высокий потолок которого поддерживался деревянной колонной. Для лучшей вентиляции под крышей этой комнаты делали узкие окна. Кухней, расположенной в задней части дома, служил маленький, окруженный стеной дворик, где стояла глиняная либо кирпичная печь, размещались горшки для хранения зерна и камень для его растирания. В некоторых домах также был подвал, где хранилось имущество семьи, часто исчислявшееся в количестве продовольствия. Как и во всех египетских домах, мебели было мало и она была представлена лишь парой табуретов или кресел, кроватью и сундуком. Пол устилали циновками, часть которых сохранилась до наших дней. Крыша, которая сооружалась из деревянных бревен и так же покрывалась циновками, служила излюбленным местом отдыха всей семьи.



Классика из Дейр эль-Мединэ. Семья художника Инхерхау, роспись из его гробницы (ТТ359). 12 в. до н.э. (с) фото - Sandro Vannini

К северу от поселка находилось несколько храмов и святилищ. Наиболее сохранившимся из них является храм Хатхор и Маат, относящийся к 3 в до н.э. Он состоит из трех святилищ, где почитались Хатхор, Амон-Ра-Осирис и Амон-Сокар-Осирис. Интересен тот факт, что в последнем из святилищ была изображена сцена психостасии, более распространенная в гробницах, нежели в храмах. Также здесь почитались Имхотеп, обожествленный архитектор фараона Джосера, и Аменхотеп, сын Хапу, великий мудрец времен Аменхотепа III.

Рядом сохранились развалины храма времен Рамсеса II, посвященного Великой фиванской триаде – Амону, Мут и Хонсу. К северному углу птолемеевского храма примыкал храм Аменхотепа I, «божественного отца-основателя деревни». Рядом с ним находилось святилище Сети I, посвященное культу Хатхор. Помимо этих божеств в деревне особым почитанием пользовались Меретсегер, «хозяйка Великой вершины Запада (совр. эль-Курн)», Яхмес-Нефертари, мать Аменхотепа I и первая в истории Египта «супруга бога», Рамсес II и др.



Сцена бальзамирования. Интерьер погребальной камеры гробницы художника Небенмаата (ТТ 219). (с) фото - Sandro Vannini

Склоны холма, у подножия которого находился поселок, усеяны входами в гробницы мастеров, которые, в зависимости от их местоположения, разделяют на два типа. Надземная часть тех из них, что устраивались непосредственно у подножия холма, оформлялись в виде двух пилонов и небольшой полой пирамидой, внутри которой находилась сводчатая комната с культовой нишей для статуи умершего. Спуск в погребальную камеру начинался во дворе, огороженном невысокой стеной, и приводил к трем помещениям, находившихся одно над другим. В последнем, наиболее большом, находился саркофаг. Гробницы на склоне холма устраивались несколько иначе: место для дворика и молельня, над которой надстраивалась маленькая кирпичная пирамида с каменным пирамидионом, вырубались из скалы; вход в погребальную камеру вел непосредственно из молельни. В художественном плане наибольший интерес представляют гробницы мастеров Сеннеджема, Инерхау, Ипуи, Пашеду, Амоннахта.
При раскопках Дейр эль-Мединэ были обнаружены тысячи остраконов и папирусов – архив администрации поселка, частные письма, юридические документы, литературные произведения и т.д. По уникальности эти документы сопоставимы лишь с «Библиотекой Рамессеума». Полученные данные позволили пролить свет на повседневную жизнь строителей царских гробниц
Видимо, все рабочие разделялись на две бригады, состоявшие приблизительно из 60 человек. Они подчинялась «начальникам бригад», каждый из которых был ответственен за одну из половин деревни, разделенной главной улицей. В начале недели бригады выходили на дорогу, ведущую по скалам к Долине царей. На середине пути рабочие устраивали привал. Домой бригады возвращалась только к выходным; неделя длилась 10 дней. Ночевали работники царского некрополя в маленьких домиках, расположенных около гробниц. Во время работ мастера переписывались со своими родственниками, оставшимися в деревне. Существовали специальные табели, где учитывались дни, в которые мастер не являлся на работу. В праздники, а также во время болезни мастера не работали.



Интерьер гробницы Неферабета (ТТ5). (с) фото - Sandro Vannini

Жители поселка отнюдь не были заперты в его стенах, хотя свобода их передвижения и была в значительной мере ограничена. Известно, что во время праздника Опет «работники царской гробницы» присоединялись к ликующему народу. В другой не менее пышный «праздник Долины» Амон, изображение которого сопровождал царь, посещал заупокойные храмы на западном берегу реки, в число которых входил и храм Аменхотепа I. Помимо этого некоторые мастера выполняли особые поручения фараона. Так, в состав экспедиции Рамсеса IV, направленной на 3 году его царствования в каменоломни Вади Хаммамат, входил писец Неферхотеп, живший в Дейр эль-Мединэ.

Все художники и ремесленники, жившие в поселке, являлись военными и входили в отряды войнов-нефру. Службы и администрация поселка подчинялись «управителю работ в Месте Истины», который по своему значению приравнивался к номарху какой-либо области. Все дела относительно Дейр эль-Мединэ находились в непосредственном ведении великого везира.
С середины XX династии поселок стал клониться к упадку, хотя уже при Рамсесе III известны случаи забастовок мастеров, не получавших вовремя жалованья. При Рамсесе XI большинство жителей Дейр эль Медины были переведены в под защиту стен храма в Мединет Абу, что было вызвано неспокойной ситуацией в некрополе, подвергавшегося нападениям ливийцев и отрядов мародеров. После этого численность оставшегося населения поселка стала быстро сокращаться, хотя еще долгое время опустевшие дома использовались их бывшими хозяевами в качестве складов, а храмы продолжали действовать. Ко времени XXI-XXII династий относятся лишь незначительные следы деятельности человека и несколько повторных погребений. В поздний период близ заброшенного поселка были устроены две шахты, использовавшиеся для захоронений. В одной из них был обнаружен саркофаг Анхнеснеферибры II, последней «супруги бога», погибшей после падения Фив под ударами персидских войск в 525 году до н.э. В соседней шахте был найден розовый гранитный саркофаг Нитокрис, предшественницы Анхнеснеферибры II. И та и другая жрицы были первоначально захоронены в Мединет Абу.

   

Интерьеры гробницы художника Аменнахта (ТТ 218). (с) фото - Sandro Vannini

В период Птолемеевского владычества жизнь вновь возродилась: на месте более раннего храма при Птолемее IV строится храм Хатхор и Маат, законченный уже при римлянах. Рядом с храмом был обнаружен тайник с папирусами, датированными временем от 188 до 101 гг. до н.э. и проливающими свет на жизнь жрецов. В основании одного из домов Дейр эль-Мединэ было обнаружено захоронение римского времени, включающее 10 мумий. В коптское время храм Хатхор и Маат был превращен в монастырь, посвященный, возможно, Исидору Мученику. Коптские захоронения восьмого или девятого века н.э. стали последними следами человеческой жизнедеятельности в этой небольшой долине, после чего Дейр эль-Мединэ было заброшено более чем на тысячу лет.

Начало открытия Дейр эль-Медины для европейского мира относится к XVIII веку. Наиболее крупные и систематические раскопки поселка проводились под руководством Фл. Питри, Э. Скьапарелли, Б. Бриера. Неоценимый вклад в расшифровку архива Дейр эль-Мединэ внес крупный чешский египтолог – профессор Я. Черни. Большое значения для понимания системы социальных отношений между жителями поселка имеют работы русского специалиста в данном вопросе – Е.С. Богословского.

Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц. М., 1979
Богословский Е.С. Военные и художники в Египет XIV-X вв. до н.э.// Тутанхамон и его время. М., 1976
Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамсессидов. М., 2000 г.
Bierbrier M. The Tomb-Builders of The Pharaohs. Cairo, 1982
Bruyère B. Rapport sur les fouilles de Deir el-Médineh. Vol. I-XVII. Le Caire, 1924-1953.
Valbelle D. Les ouvriers de la tombe. Deir el-Médineh à l’époque ramesside. Le Caire, 1985.

(с) текст - Древний Египет. Энциклопедия. Сост. В.В. Солкин. М., 2005, 2008.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)