Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Рельеф дискурса

Wednesday, 09 February, 13:02, d-kishkinev.livejournal.com
Сейчас объясню одну простую, но, вместе тем, интересную мысль. Все знают шутку, что у мужчин все разговоры сводятся к бабам и политике. Ну у кого-то еще к автомобилям и спорту. У женщин - к мужчинам и шмоткам. Ну у мамочек, прежде всего к детям. 

Так вот, вы когда-нибудь следили за развитием любого спонтанного разговора как бы со стороны? Допустим вы идете с коллегами в столовую или ресторан, или собираетесь вечером в уютной кафешке поболтать о том о сем. Разговор может начаться с любой темы. Это довольно непредсказауемо. Допустим, вы долго добирались по пробкам и/или по плохой погоде и поэтому первое что вы делаете - жалуетесь на дорогу, пробки и погоду. А вот далее, когда тема вброшена, можно уже с высокой вероятностью предугадать, как пойдет разговор. Когда вы пожаловались на дорогу, вам скорее всего посочувствуют, и расскажут, как они плохо добирались. Ну и далее эта тему будет скорее исчерпана. Опять наступает момент неопределенности, где разговор может быть продолжен практически любой темой. Однако, в общем и целом, зная человека и его положение (семейный или холост, интересы и возраст, род занятий и политические убеждения) можно предположить, что в течение разговора, о чем бы он не заходил, аттракторами мыслей будут важные для человека темы. Молодая мамаша обязательно вывернет на ребенка, начинайте вы с нем хоть о немецкой классической философии, хоть о теории суперструн. У меня есть здесь два приятеля-собутыльника, так у них все сводится к шуточкам о роли Германии и Великобритании (один из них немец, другой - англичанин) в истории (естественно, прежде всего во время WWII), к нацистам и политике, и только потом о бабах и музыке. Вот это сваливание разговора к тем или иным темам, особенно если слова, звучащие в разговоре, начинают вызывать близкие к болезненным или любимым темам ассоциации, я и называю рельеф дискурса. Это как если вы пересекаете сложную местность, поросшую лесом, изрезанную оврагами и долинами рек. Ваш маршрут скорее всего предопределен, т.к. вряд ли вы будите продираться через лес, если у вас есть лодка. И вряд ли вы будите взбираться по крутым склонам оврагов, если можно идти по его дну. Биологическая природа этого явления понятна - аттракторами дискурса - это запечатленные образы, каждый из которых имеет тот или иной вес эмоциональной окраски. Хотя может быть образы и без эмоций имеют разные веса (интересно, будут ли всегда говорить о бабах и политике мужчины, лишенные эмоций, к примеру с поврежденной миндалиной?). Наиболее эмоционально окрашенные, а значит сильные образы, это либо сильные аттракторы, либо дистракторы (человек не любит вспоминать о неприятных событиях). Слова активируют образы, которые могут быть ближе или дальше к наиболее сильным образам. Дальнейшие ассоциации либо приближаются к аттрактору и скорее всего им будут пойманы (и вот тут начинается!), либо, если образ дистрактор - разговор шарахается в совершенно другую сторону (не хочу об этом говорить, сменим тему). Кроме того, сильные образы довольно легко индуцировать, т.к. у них ассоциативное поле широкое. Следовательно, о чем бы вы не говорили, вы выйдите на сильные образы, как бы заденете их паутину и - вот вы снова говорите о том, о чем говорили вчера и позавчера с данным человеком.

Мне кажется интересным практический аспект этого явления. Наверное, схожее понятие давно уже есть и используется всякими пиарщиками, психологами и психотерапевтами, а также политтехнологами. Множество человеческих рельефов в каждый момент времени создают интегрированный рельеф дискурса. Его как раз нащупывают всяческими опросами, чтобы знать, какие ассоциации вызывают у людей те или иные люди, события, факты и т.д. Т.о. можно умело манипулировать общественным мнением. Например, как бы не говорить напрямую, что те или иные люди или правительства желаемые враги, но зная, где сконцентрированы болезненные ассоциации людей, провоцировать отрицательные эмоции людей без прямого упоминания необходимых целей народного гнева. Или можно очень эффективно проводить предвыборную борьбу, лавируя между непопулярными в данный момент темами, и наоборот, всячески наводя приятные эмоции разными популистскими лозунгами. 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)