Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Интересно, когда у нас начнется что-то одно из этих двух?

Monday, 07 February, 16:02, aquareus.livejournal.com


Экономическая эффективность vs. социальная эффективность: движение рывками - http://www.expert.ru/2011/02/7/ekonomicheskaya-effektivnost-vs-sotsialnaya-effektivnost-dvizhenie-ryivkami/

Евгений Балацкий.

Страны сегодня конкурируют между собой по двум направлениям: экономической и социальной эффективности. При этом разрыв между двумя видами эффективности не может быть слишком большим, поэтому одна с другой периодически приводятся в соответствие. И этот процесс в каждой стране подчиняется своему собственному ритму.

Невозможно наращивать социальную эффективность системы без подготовки для этого адекватной экономической базы. Однако нельзя также бесконечно наращивать экономическую эффективность без перенаправления части богатства на повышение социальной эффективности. Одновременно идти по двум направлениям сразу, как правило, тоже не удается.

Во всех странах эти процессы — наращивание экономической и социальной эффективности — проходят неравномерно и несинхронизированы. Например, начиная с 1960-х годов экономические успехи Тайваня стали сопровождаться прогрессивной социальной политикой. Как утверждает американский социолог Лоуренс Харрисон, в результате этого процесса прежде несправедливое, очень неравномерное распределение дохода стало одним из самых равномерных в мире. Для примера укажем, что в 1953 году на верхние по доходам 20% населения Тайваня приходился 61% совокупного национального дохода, а на нижние 20% — всего 3%. В 1986 году на верхние 20% пришлось уже 38% дохода, а на нижние 20% — 8%. Это происходило на фоне интенсивного экономического развития. Тем самым социальная эффективность подтягивалась за экономической эффективностью.

Похожие примеры просматриваются в истории практически всех стран мира. В основе этого процесса лежит идея двухкритериальной конкуренции государств между собой. Конкурентоспособность страны не может быть высокой, если в ее развитии имеется явный перекос в сторону одного из критериев — экономического или социального. Таким образом, развитие происходит ступенчато: сначала идет мобилизация ресурсов для достижения роста экономической эффективности, потом на этой основе проводится масштабная политика по внедрению расширенных пакетов социальных программ; затем цикл повторяется.

Указанный процесс сложным образом связан с циклом накопление-потребление. Грубо говоря, одно поколение решает задачу накопления дохода, а другое решает задачу правильного распределения и потребления этого дохода. Однако излишне долгое зависание в одной из фаз этого цикла грозит стране потерей динамичности развития и системным кризисом.

США накануне социальных инноваций

Похоже, что сегодня Соединенные Штаты встали перед проблемой подтягивания своей социальной модели под имеющиеся экономические успехи. Однако эта проблема возникает у них уже не в первый раз. Так, к началу Великой депрессии в США сложилась социальная модель с чрезвычайно неравномерным распределением доходов. Затем мощный кризис инициировал смену акцентов: от быстрого роста, неважно какой ценой — к формированию капитализма, в существенно большей степени, чем до того, социально ориентированного. Этому также способствовало существование образца в лице Советского Союза — и конкуренция с его стороны за умы людей во всем мире. В данном случае непринципиально, что о советских реалиях в 1930-е — 1940-е годы на Западе было не так много достоверной информации. Начиная с этого времени в Штатах надолго возобладала линия на выстраивание общества социальной справедливости и формирование среднего класса.

Но после этого с некоторого момента работа над социальным прогрессом уступила место следующему рывку в экономическом и технологическом развитии. Похоже, что этот разворот в американской политике совпал с кризисом и падением СССР. США теперь могли позволить себе «отдохнуть» от социальных нововведений — главный конкурент уже не наступал на пятки. В это же время начала набирать силу очередная технологическая революция. Персональные компьютеры, интернет, мобильная связь и цифровые информационные технологии потрясли мир. США в очередной раз вырвались вперед, далеко оторвавшись от своих конкурентов.

Однако почти безоговорочное экономическое доминирование Штатов сопровождалось длительным, по крайней мере на протяжении двух десятилетий, пренебрежением социальными проблемами. Американский лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман в 2009 году публикует книгу «Кредо либерала», которая стала своего рода памфлетом против поляризации американского общества. Кругман ставит суровый диагноз: в начале XXI века концентрация доходов в США стала снова примерно такой же, как в суровых 1920-х годах. Так, в 1920-е годы на 1% самых богатых людей страны приходилось 17,3% совокупных доходов, а в 2005 году — 17,4%. Иными словами, социальное развитие Америки вернулось в исходную точку.

Что происходит в США сегодня?

Ответ на этот вопрос дает январское обращение Барака Обамы к Конгрессу «О положении в стране». Американский президент тогда многих удивил. Он говорил, что инвестировать необходимо в проекты будущего — высокоскоростные железнодорожные сети, образовательные программы, разработку экологически чистых источников энергии. Обама открыто признал, что инфраструктура США устарела и больше не служит примером для других стран. «Жители Южной Кореи имеют более скоростной доступ в интернет. Европа и Россия инвестируют в дороги больше, чем мы. А Китай строит самые быстрые поезда и возводит новейшие аэропорты», — возмущался Барак Обама. Он в очередной раз указал, что минимизацию второстепенных расходов необходимо совместить с увеличением финансирования в наукоемкие сферы — инвестиции в исследовательскую деятельность должны неуклонно расти. А главное, он пообещал создать 100 тыс. новых рабочих мест для ученых и преподавателей, но сократить разросшийся чиновничий аппарат путем реформирования федерального правительства. И вообще создание рабочих мест, а следовательно, борьба с безработицей становится главной целью администрации США.

Ну и, конечно, огромное значение в новой политике Обамы играет реформа здравоохранения. Ее суть сводится к созданию универсальной системы медицинского обеспечения, которая должна охватить все население страны: ранее многие миллионы американцев не имели медицинской страховки. Реформа вызвала значительные споры между демократами и республиканцами. Однако это спор не только о затратах на здравоохранение, не только о том, как помочь людям, с которыми нечестно обходятся страховые компании. По словам Обамы, это спор о характере самой страны, о том, может ли она по-прежнему соответствовать требованиям времени и способна ли дать каждому гражданину, а не только некоторым избранным, реализовать свои мечты. Согласно одной из двух версий реформы, из 54 млн незастрахованных жителей Америки к 2019 году будут обеспечены страховкой 32 млн, а согласно второй — 37 млн. Ключевой вопрос здесь — создание новой государственной системы медицинского страхования.

Похоже, что США снова начинают новый мощный разворот в сторону социальной справедливости и социальной эффективности. А если это так, то обширные социальные программы Барака Обамы — это отнюдь не популистская мера, призванная привлечь избирателей, а назревшая потребность американского общества. Такая политика должна предотвратить социальную стагнацию США.

Пробуждение арабских стран

В этом же ключе — с точки зрения циклов социального развития — следует рассматривать события января 2011 года в Северной Африке. Взрыв народного возмущения в Тунисе явился полной неожиданностью для наблюдателей во всех точках мира. Еще больше аналитиков обескуражили масштабные волнения в Египте. Начались движения и в Алжире. Что же за всем этим стоит?

Вероятно, проблема заключается в отсутствии согласованности политики по обеспечению экономической и социальной эффективности. У этих стран имелись определенные экономические достижения, но параллельно нарастала дифференциация доходов. Распределение богатства страны становилось все более несправедливым, происходила маргинализация обширных слоев общества. Результат — социальное недовольство.

Фактически североафриканские страны просто-напросто опоздали с проведением социальных реформ. Их антиподом выступают Объединенные Арабские Эмираты, где с самого начала рост богатства сопровождался социальными нововведениями, что делает волнения в этой стране маловероятными.

Таким образом, явные ошибки в политике согласования сдвигов в экономической и социальной эффективности могут иметь далеко идущие последствия. Не исключено, что осознание этого факта толкает американский истеблишмент на масштабные социальные реформы.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)