Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Восток online: продолжение

Monday, 31 January, 12:01, antarctic_2010.livejournal.com
Вслед за впечатляющим набором фото наш научный френда [info]ekaykin прислал очередную заметку: при этом предыдущая вот здесь, а фото к ней вот тут. Депеши идут разными путями: и иногда, как мы знаем, текст и фото по дороге разделяются.






И вот что пишет Алексей по этому поводу – про связь, мейл, Интренет и телерадио:

    Как мне стало известно, мои полевые отчеты не доходят к вам целиком. Фото к прошлому отчету дошло с запозданием, а один, посланный аж 11 января, так и вовсе до ЖЖ не дошел. Похоже, где-то в канале передачи данных случился засор...

    Раз уж речь зашла об этом, расскажу вам о том, какими способами можно связаться с Антарктидой, в частности, со станцией Восток. Интернета на нашей станции, как вы уже поняли, нет, (хотя сделать его технически нетрудно) - и это довольно странно для второго десятилетия XXI века. В экспедициях других стран интернетом уже давно никого не удивишь - он есть даже на китайской станции Жонг-Шан, хотя в самом Китае это благо цивилизации под контролем государства. На Восток можно послать телеграмму и написать имейл – это делается через радиоцентр ААНИИ. Услуги эти платные, но платить придется не вам, а тому человеку в Антарктиде, которому вы пишете. При этом, имейл – штука не очень надежная, как показывают инциденты с моими пропавшими рассказами.

    На Востоке есть спутниковый телефон, даже два: один использует систему связи Iridium, другой – INMARSAT (номера не сообщаю во избежание телефонного хулиганства). Второй из них может быть использован для передачи более-менее крупных файлов.
    Наконец, с Востоком можно связаться по радио в коротковолновом диапазоне – еще совсем недавно, в доспутниковую эпоху, это было единственное средство связи с Антарктидой. Для служебных целей этот способ используется уже довольно редко, а вот среди радиолюбителей выйти на связь с полярной станцией считается почетно. Можно поймать какую-нибудь длинноволновую станцию, но передать что-то отсюда на длинных волнах не получится – слишком большая мощность передатчика нужна. Ну, а УКВ и более короткие волны на такие расстояния не проходят вовсе – поэтому в Антарктиде нет обычного телевидения, только спутниковое; впрочем, станцию Восток и эта радость обошла стороной.



28 января, пятница

Лето пока еще не сдается: ночью температура держится около отметки -40°, а дневной максимум от -28° (при ясном небе) до -25°С (если есть облака, которые создают парниковый эффект и не дают теплу, излучаемому землей, уходить в космос).

В бурении сейчас – небольшой технологический перерыв. Поскольку с начала сезона скважина углубилась на приличную величину – без малого 60 метров – ее состояние могло измениться. Необходимо измерить плотность заливочной жидкости, добавить уплотнитель – фреон – в те участки, где плотность ниже оптимальной и т.д.

Время, освободившееся от работы с новым керном, я использую для выполнения других программ. Из них самая интересная – постановка наблюдений за испарением снега. Испарение – одна из важных составляющих баланса массы снежного покрова, величина которой до сих пор точно не измерена. Если учесть, что, по оценкам, за год с поверхности снега должно испаряться всего около 3 мм влаги, то становится понятно, почему сделать это непросто. Не буду погружать вас в детали, но, помимо прочего, нужны точнейшие электронные весы, которые к тому же должны уметь работать на морозе. В Швейцарии такие весы производят – и они у нас есть – но холод станции Восток даже им не по зубам. Чтобы защитить этот дорогущий инструмент от холода и ветра, мы с метеорологом Виталей и поваром Сашей (а именно им и предстоит заниматься этим кропотливым делом весь ближайший год) соорудили специальную утепленную будку с подогревом. Все, кто заставал нас за этим занятием, удивленно спрашивали – вы что, улей мастерите?! Очень скоро мы утомились объяснять, для чего это нужно, и перестали перечить мнению народа. Конечно, улей. Экспериментальная программа по разведению пчел в центральной Антарктиде. Кажется, многие верили. А чтобы было убедительнее, нарисовали на дверке будки веселую пчелку с обмороженным носом...

26 января был день рождения моей мамы. За последние 13 лет, с тех пор, как стал ездить в Антарктиду и вообще много путешествовать, я был с ней в этот день раза 3, не больше. Впрочем, это уже другая история...
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)