Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Чемпионат Европы по фигурному катанию. Что смог увидеть

Sunday, 30 January, 09:01, superhimik.livejournal.com

   Краем глаза удалось глянуть Чемпионат Европы по фигурному катанию, который проходит в Швейцарском Берне. Посмотрел последние разминки мужской произвольной и пришёл к такому очевидному, хотя и грустному выводу: мои почти ровесники уже давно сказали своё громкое веское слово в этом виде спорта и больше им в качестве любителей там делать нечего... Закон времени, не более, увы...
   И французы Жубер и Пробер, бельгиец Ван дер Перрен, чех Вернер, выступающий за Италию Самуэль Контести, имхо, не показали ничего нового ни в хореографическом, ни в техническом плане. Даже не принимая по внимание их нередкие ошибки (из них только Кевин откатал без падений и касаний льда руками), я бы сказал, что их творческий потенциал исчерпан.
   Хотя для объективности стоит отметить, что не очень удачным выступлениям могло поспособствовать 3 фактора. Впервые за долгое время соревнования проходят в неотапливаемом помещении, т.е. практически на открытом воздухе. Президент Международного союза конькобежцев уверяет, что не должен оправдываться, так как фигурное катание - это зимний вид спорта. Так-то оно так, но это не более чем отмазка. Уж он-то должен знать, что всё спортсмены готовятся в гораздо более щадящих условиях, т.е. в тепле. Наивно полагать, что холодное помещение поспособствует качественному выполнению программ.
   Второй момент. 2011 год - начало нового олимпийского цикла, начало смены поколений, которую, однако, Чемпионат Европы среди мужчин продемонстрировал, на мой взгляд, не в полной мере.
   И, наконец, третий момент, явно следующий из первого обстоятельства, - малое количество зрителей, которым не пристало кутаться в армейские одеяла, раздаваемые из-за холода. Фигурное катание - это зрелище чуть большее, чем любой другой вид спорта. И каждый выходящий на лёд спортсмен вправе ожидать если не бурных аплодисментов, то, по крайней мере, внимания и поддержки своих болельщиков. А какая может быть поддержка в полупустом зале?
   А теперь о весёлом. 2 молодых парня, несмотря на холод, действительно смогли зажечь публику. Это, во-первых, ставший чемпионом 20-летний француз бразильского (!) происхождения Флоран Амодьо, давший жару, которому позавидовал бы сам Майкл Джексон, если был бы жив. И, во-вторых, ещё один латинский парень, испанец, 19-летний Хавьер Фернандес, выполнявший произвольную программу в образе пирата под музыку из нашумевшей трилогии "Пираты Карибского моря". Фернандес в общем зачёте оказался 9-ым из-за неудачного выступления в короткой и досадных падений в произвольной.

 

Флоран Амодьо (слева) в произвольной программе Чемпионата Европы 2011. Источник: кликнуть. Хавьер Фернандес исполняет короткую программу Чемпионата Европы 2011. Источник: кликнуть.

   В тройку призёров, тем не менее, попали Жубер и Вернер. Про последнего стоит отметить, что он так же, как и Амодьо, взялся исполнять программу под Майкла Джексона и, как минимум, заслуживает похвалы за смелость. Однако, опять же, на мой взгляд, эта музыка не в стиле его лирического героя, и потому катание смотрелось далеко не так выигрышно, как диско-выступление молодого француза.
   
   Новоявленный чемпион Европы не продемонстрировал ни в короткой, ни в произвольной программе ни одного (!) четверного прыжка, что не помешало ему оторваться от ближайших преследователей на 3 и 4 балла соответственно. Это считается небольшим разрывом. По сути дела, не напори Томаш и Брайн своих ошибок в короткой, не видать ему золотой медали как своих ушей. Но он создал себе неплохой задел в короткой, и это ему помогло, так как балл за произвольную программу у него оказался меньше, чем у конкурентов. В целом, повторюсь, его награда выглядит заслуженной. Что толку прыгать четверные, если срываешь аксель в три с половиной или тройной лутц?
   Из 7 человек, прыгавших четверной в произвольной, сбавки более 1 балла за тройные (в том числе и в каскаде) получили 4, т.е. более 50 %.
   Если прошлые чемпионаты Европы часто напоминали парады падений, то этот - парад недокрутов. Недокручивали все и вся: 8 из 24 участников, т.е. 30 %, из них большая часть - по 2 прыжковых элемента и более (!). Возможно, так сказывается холод? Я обратил внимание, что у некоторых не гнулся голеностоп.
   А теперь попытаюсь ответить на такой вопрос: "Является ли удачное исполнение прыжковых элементов, пусть даже и без четверного, залогом успешного выступления в современном фигурном катании?"
   Новые правила привели к тому, что удачные прыжки - необходимое, но недостаточное условие, что в полной мере, насколько я могу судить, продемонстрировали прошедшие олимпийские игры. Харизма, умение создать законченный и хореографически выверенный образ - вот второе необходимое слагаемое успеха, в полной мере присутствовавшее у сегодняшнего чемпиона Европы.
   И ещё одно наблюдение.
   Анализируя прошлые олимпийский игры, я пришёл к выводу, что жюри не умеет оценивать такой элемент катания, как связующие шаги и переходы (transitions), о чём я в своё время писал.
   Интересно проанализировать, научились ли они это делать сейчас. Свой прежний вывод я обосновывал большим размахом варьирования в оценке за связующие элементы (в сравнении с другими элементами) и сравнением средней оценки за связующие со средней оценкой за другие компоненты исполнения.
   Посмотрим, может, судьям тоже пора на пенсию.

   Перед вами - оценки за компоненты программы произвольного выступления первых пяти фигуристов, набравших в ней самый высокий балл. Итак, вывод остаётся прежний: жюри не имеет чётких критериев оценки связующих шагов.
   Во-первых, этот компонент получил самую низкую оценку среди всех остальных компонентов проката. Неужели связующие элементы все (!!!) 24 ведущих фигуриста Европы делают хуже, чем всё остальное?
   Во-вторых, размах варьирования (РВ) между самой высокой и самой низкой оценкой за этот компонент остаётся по-прежнему значительным. Зачастую это самый максимальный размах из всех полученных, хотя он несколько и снизился по сравнению с Олимпийским играми 2010, где, например, у Плющенко был 3,75. У 3 из 5 первых фигуристов по итогам произвольной программы размах варьирования в оценке связующих шагов превышает средний размах варьирования.
   СА - среднее арифметическое, УС - усечённое среднее арифметическое, полученное судейским компьютером.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)