Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Новое с Востока: ещё несколько метров

Wednesday, 26 January, 10:01, antarctic_2010.livejournal.com
Краткое содержание предыдущих. Наш научный френд Алексей [info]ekaykin Eкайкин, гляциолог ААНИИ, отправился на станцию Восток, где бурят скважину к подледниковому озеру: и шлёт заметки с места событий. Предыдущая здесь.






В этот раз депеша шла кружным путём, так что предусмотреннная фотография не отправлена, хотя к ней есть подпись. Подождём, пока всё соберётся вместе и выложим в комплекте.

Те, кто высказал предположения относительно финальной глубины к концу бурового сезона и возможности пробоя, ждут новых цифр... Они внутри.


25 января 2011 г., вторник

Максимальная дневная температура -28°С, а ночью воздух охлаждается до -40 градусов. Лето в центральной Антарктиде подходит к концу, температура с каждым днем начинает заметно снижаться.

Утром 22 января на Восток пришел транспортный поход со станции Прогресс - 5 легких и быстрых «Касбореров» притащили несколько цистерн с топливом общим объемом больше сотни кубов, без которого предстоящая зимовка была бы невозможна. 1400 километров почти до предела груженые машины преодолели за 15 дней. По традиции, на подходе к станции их встретили рюмкой водки и успевшей окаменеть на морозе закуской. Конечно, «привальная» была чисто символической, поскольку тут же по прибытии походники, не теряя времени, принялись перекачивать топливо в станционные емкости, а «восточники» - перевозить на станцию другие вновь прибывшие грузы... С походом пришли 16 человек, в том числе двое геодезистов. На обратном пути они с помощью точной GPS-съемки будут измерять направление и скорость движения ледника.

Уже 24 января поход покинул станцию. За 2,5 дня стоянки ребята успели не только сделать всю работу, но и отдохнуть, погреться в специально натопленной для них бане, и конечно (как же без этого) сходить к нам на экскурсию. Послушав рассказ о бурении, озере, ледяном керне (и о том, для чего все это нужно) и получив в качестве сувенира кусочек льда с рекордных глубин, один из походников сказал: «вот теперь я знаю, ради чего мы тащились сюда и везли все эти тонны солярки». И это, пожалуй, был один из самых приятных для меня моментов за весь сезон...

На буровой тем временем продолжается круглосуточная работа. С каждым днем скважина 5Г (что, как вы уже наверняка догадались, означает «пятая глубокая») становится еще чуть-чуть глубже. На вопрос «Как дела?» главный буровик, Николай Васильев, весело подмигивает - «Идем ко дну!». 21 января преодолели отметку 3700 метров. По этому поводу была распита бутылка шампанского (которое, увы, досталось не всем: для буровиков, которые в смене, и которым заступать на следующую смену, жестко действует сухой закон). Еще одна маленькая традиция: пробка от шампанского была прикреплена внутри буровой на стене, а рядом сделана надпись «21.01.2011. 3700». По этим надписям, которых за многие годы набралось немало, можно изучать богатую событиями историю бурения на Востоке...

Моя рутинная работа по обработке нового керна была взбодрена незначительным происшествием: налаживал что-то в установке для измерения электропроводности льда и, забыв выключить высокое напряжение, получил себе по пальцам 1500 вольт. Хорошо, что ток там маленький, лишь согрелся немного... В остальном, как пишется в еженедельных отчетах, «нарушений ТБ и ПБ нет».

Помимо работы с керном, делаю еще много других дел, не связанных с бурежкой. Отобрал образцы фирна для Иркутского лимнологического института - тамошние специалисты будут искать в нем следы вулканических извержений; по программе микробиологов из Петербургского института ядерной физики установил под открытым небом образцы с какой-то микробной культурой для изучения их выживаемости в условиях центральной Антарктиды. Дело в том, что по некоторым данным снег в районе станции Восток стерилен: жесткое летнее Солнце и суровый климат убивают все живое. Значит, с поверхности ледника жизнь в Озеро просочиться не может, значит, оно действительно изолировано от экосистемы нашей планеты...

Интересно: если природа не оставляет здесь шансов даже микробам - почему же нам тут так неплохо живется и даже работается?
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)