Антропоморфный робот Егорка, созданный в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга, прошел первые испытания и скоро станет помогать дефектологам и нейропсихологам в работе с особенными детьми. У устройства, не имеющего аналогов в России, большие перспективы.
Человекоподобный робот Егорка, которого разработал выпускник факультета естественных и технических наук Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Дмитрий Раевский в рамках программы «Стартап как диплом», прошел первые испытания, а программное обеспечение – регистрацию в Роспатенте.
Егорка провел серию занятий как для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и для нормотипичных, в возрасте 3-6 лет. Тестирование по оценке эффективности робота в поддержке социализации детей с расстройствами аутистического спектра и его влияния на развитие социальных и когнитивных навыков проходили в санатории «Жемчужина Камчатки» и в Камчатском детском нейрологопедическом центре.
Новый инструмент призван помочь, а не заменить специалистов, которые работают с детьми, имеющими ментальные особенности. Исследования показывают, что маленьким пациентам с расстройством аутистического спектра (РАС) бывает сложно общаться с людьми, они пугаются, замыкаются в себе. Тогда как робот, имеющий антропоморфные черты, воспринимается детьми как безопасный компаньон по игре, которому можно доверять. Общение с ним поможет развить коммуникативные навыки, социализировать ребенка, расширить его кругозор. При общении с роботом у малыша с РАС увеличивается степень концентрации на заданиях, он лучше вовлекается в процесс, что благоприятно сказывается на результате занятий.
Егорка повторяет строение тела человека. Он «умеет» двигать руками, головой, владеет мимикой, она появляется на мониторе на голове, умеет улыбаться, жмуриться, показывать удивление, радость и другие эмоции. А на вмонтированном в туловище Егорки сенсорном экране транслируются картинки и видеоролики.
Изначально автор проекта и куратор – доцент кафедры информатики и математики, руководитель Центра IT-компетенций КамГУ им. Витуса Беринга, кандидат физико-математических наук Александр Рязанцев – создавали робота для работы с детьми с РАС. Разработкой заинтересовались и специалисты, которые работают с пациентами с ДЦП.
«В течение 7 лет мы с коллегами работали в научной лаборатории образовательной робототехники над темой по использованию человекоподобного робота NAO для коррекции отклонений у детей с ранним аутизмом. Многие наработки, полученные в лаборатории образовательной робототехники, были реализованы при создании Егорки. Вместе со студентами я создавал программы для этого робота, а практическую работу с детьми с РАС вела доцент кафедры теоретической и практической психологии КамГУ им. Витуса Беринга, кандидат психологических наук Галина Литвинова. Совместно мы разработали серию коррекционных занятий, которые были загружены в нашего робота.
Александр Рязанцев, руководитель Центра IT-компетенций КамГУ им. Витуса Беринга
У каждого из 10 занятий определенная тема: цветные фигуры, дикие и домашние животные, фрукты и овощи, времена года. Всего 10 упражнений. Они делятся на три типа, и все рассчитаны на детей с РАС возрастом 3 – 7 лет.
Робот называет предмет, который демонстрируется на его мониторе, при этом задействует «свои» эмоции, мимику, жестикуляцию руками. Затем ребенок проходит тестирование по пройденному материалу и выбирает правильные ответы. В конце занятия на мониторе Егорки появляются видеоролики, на которых робот танцует, а ребенок либо повторяет движения, либо отдыхает и наблюдает.
Занятие с Егоркой длится 15 минут. Дефектологи и нейропсихологи считают, что «вводить» его в работу лучше в середине курса терапии, а подключать к образовательному процессу – в конце коррекционного занятия, когда ребенок уже настроился.
В робота можно загружать программы для разных детей, в том числе и тех, которые не имеют ментальных нарушений. После испытаний Егорка получит сертификаты, подтверждающие его безопасность в работе с детьми, и его можно будет устанавливать в детсадах, поликлиниках, коррекционных центрах.
Дмитрий Раевский
Напомним, что проект, созданный на грант от Фонда содействия инновациям, стал победителем Всероссийской программы «Умник» и лег в основу бизнес-плана малого научного предприятия на территории вуза. Стоит отметить, что стоимость устройства в пять раз меньше западных аналогов.
Фото: пресс-служба КамГУ им. Витуса Беринга
The post Первый в России. Завершились испытания робота для занятий с особенными детьми appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Комментарии (0)