Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Первый в России. Завершились испытания робота для занятий с особенными детьми

Tuesday, 12 November, 18:11, poisknews.ru
Антропоморфный робот Егорка, созданный в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга, прошел первые испытания и скоро станет помогать дефектологам и нейропсихологам в работе с особенными детьми. У устройства, не имеющего аналогов в России, большие перспективы.  Человекоподобный робот Егорка, которого разработал выпускник факультета естественных и технических наук Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Дмитрий Раевский в рамках программы «Стартап как диплом», прошел первые испытания, а программное обеспечение – регистрацию в Роспатенте. Егорка провел серию занятий как для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и для нормотипичных, в возрасте 3-6 лет. Тестирование по оценке эффективности робота в поддержке социализации детей с расстройствами аутистического спектра и его влияния на развитие социальных и когнитивных навыков проходили в санатории «Жемчужина Камчатки» и в Камчатском детском нейрологопедическом центре.  Новый инструмент призван помочь, а не заменить специалистов, которые работают с детьми, имеющими ментальные особенности. Исследования показывают, что маленьким пациентам с расстройством аутистического спектра (РАС) бывает сложно общаться с людьми, они пугаются, замыкаются в себе. Тогда как робот, имеющий антропоморфные черты, воспринимается детьми как безопасный компаньон по игре, которому можно доверять. Общение с ним поможет развить коммуникативные навыки, социализировать ребенка, расширить его кругозор. При общении с роботом у малыша с РАС увеличивается степень концентрации на заданиях, он лучше вовлекается в процесс, что благоприятно сказывается на результате занятий.  Егорка повторяет строение тела человека. Он «умеет» двигать руками, головой, владеет мимикой, она появляется на мониторе на голове, умеет улыбаться, жмуриться, показывать удивление, радость и другие эмоции. А на вмонтированном в туловище Егорки сенсорном экране транслируются картинки и видеоролики.  photo_2024-11-12_10-48-04.jpg Изначально автор проекта и куратор – доцент кафедры информатики и математики, руководитель Центра IT-компетенций КамГУ им. Витуса Беринга, кандидат физико-математических наук Александр Рязанцев – создавали робота для работы с детьми с РАС. Разработкой заинтересовались и специалисты, которые работают с пациентами с ДЦП.  «В течение 7 лет мы с коллегами работали в научной лаборатории образовательной робототехники над темой по использованию человекоподобного робота NAO для коррекции отклонений у детей с ранним аутизмом. Многие наработки, полученные в лаборатории образовательной робототехники, были реализованы при создании Егорки. Вместе со студентами я создавал программы для этого робота, а практическую работу с детьми с РАС вела доцент кафедры теоретической и практической психологии КамГУ им. Витуса Беринга, кандидат психологических наук Галина Литвинова. Совместно мы разработали серию коррекционных занятий, которые были загружены в нашего робота. Александр Рязанцев, руководитель Центра IT-компетенций КамГУ им. Витуса Беринга У каждого из 10 занятий определенная тема: цветные фигуры, дикие и домашние животные, фрукты и овощи, времена года. Всего 10 упражнений. Они делятся на три типа, и все рассчитаны на детей с РАС возрастом 3 – 7 лет. Робот называет предмет, который демонстрируется на его мониторе, при этом задействует «свои» эмоции, мимику, жестикуляцию руками. Затем ребенок проходит тестирование по пройденному материалу и выбирает правильные ответы. В конце занятия на мониторе Егорки появляются видеоролики, на которых робот танцует, а ребенок либо повторяет движения, либо отдыхает и наблюдает. Занятие с Егоркой длится 15 минут. Дефектологи и нейропсихологи считают, что «вводить» его в работу лучше в середине курса терапии, а подключать к образовательному процессу – в конце коррекционного занятия, когда ребенок уже настроился. В робота можно загружать программы для разных детей, в том числе и тех, которые не имеют ментальных нарушений. После испытаний Егорка получит сертификаты, подтверждающие его безопасность в работе с детьми, и его можно будет устанавливать в детсадах, поликлиниках, коррекционных центрах. Дмитрий Раевский Напомним, что проект, созданный на грант от Фонда содействия инновациям, стал победителем Всероссийской программы «Умник» и лег в основу бизнес-плана малого научного предприятия на территории вуза. Стоит отметить, что стоимость устройства в пять раз меньше западных аналогов.  Фото: пресс-служба КамГУ им. Витуса Беринга The post Первый в России. Завершились испытания робота для занятий с особенными детьми appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)