Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

"Подарок" к Татьянину Дню

Friday, 21 January, 03:01, maksina.livejournal.com
Дорогие мои читатели, заранее прошу прощения,  я действительно стараюсь удерживаться  от негатива в своем ЖЖ, это чистая правда. Но увидев вчера в новостях Рамблера вот это , я так и не смогла  сие сообщение молча переварить.
 
Если кто еще не знает, помощник  по экономической  политике гаранта,   г-н  Дворкович нам сообщил , что "нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации".

Просто замечательно, какой роскошный подарок росийскому студенчеству к 25 января... И какая экономия бюджета...

И это вместо того чтоб базовые степендии  довести хотя бы до прожиточного минимума, на который  не то чтоб нормально проживешь, но тем не менее...  
 
Далее мои не слишкм вечелые размышкления по этому поводу...
 
Для начала вопрос к нынешним и недавним студентам из числа моих френдов и просто читателей касательно "самого факта учебы"  - я что-то пропустила, и теперь где-то платят степендию и троечникам тоже?  

И еще, (чтоб два раза не втсавать)  вопрос к моим зарубежным френдам, а то я уже запуталась в разноречивой информации -  как в ваших странах со степендиями студентов ВУЗов - их нет вообще, есть для избранных или как? 

Сразу скажу, что аргументы вроде "в России степендия такая мизерная, что ее  можно и отменить, никто не заметит"  на мой взгляд ничем не лучше чем  "а у нас  медицина (образование,  промышленность, транспорт, нужное подчеркнуть) все равно такие  дрянные, давайте ликвидируем все вообще нафиг".

Нет, степендии, естесвенно, должны быть  только  для тех кто учится без троек.   Скажу как человек, неоднократно бывавший   "по ту сторону кафедры" - грань между четверкой и пятеркой довольно тонкая,  и часто зависит от доброй воли преподавателя , как в анекдоте времен моей юности -  "физика большая,  что нибудь да не знает / знает  (там, правда,  речь шла о трояке,  но суть передана верно).  Для отличников - реальное повышение  не на 10-20 процентов,  а в полтора-два раза, но тут преподаватели должны с одной стороны объекивно оценивать оплученные человеком знания,  и не валить ради экономии. 

Специально посмотрела - прожиточный минимум  для Москвы он в 2010 году был 5790 рублей, на это нормально, конечно,  не прожить, примерно как в 1985 на  наши 40 р, только в проголодь, но все-таки  можно, с учетом повышения при добросовестной учебе сумма становится  не то чтоб достаточной,  разумеется нет, но  хотя бы не смехотворной (про то,  что для выпускников МГУ без степени гарантированная зарплата  в моем родном НИИЯФ составляет 5.5 т.р. я пока  промолчу, это вопрос отдельный , и про гранты тоже,  и схемы их получения ) .   

Про "...пусть подрабатывают.." .  Говорю как  бывшая студентка,  как сотрудник и преподаватель МГУ - для младшекурсников нормальных  дневных  ВУЗов это принципиально нереализуемо. Вообще возникает мысль, что  вышеназванный господин свой диплом купил. Иначе почему он  не знает , что кроме  непосредственно лекциий, семинаров , практикумов в ВУЗе существуют еще домашнии задания, курсовые  и пр. ?  Да, я работала в НИИЯФе с третьего курса. Скажу честно, основным побудительным мотивом для поступления туда была не зарпалата, а гарантированное место не только на кафедре при распределении, но и  в конкретном отделе, но деньги, естесвенно,  были не лишними. Это к вопросу о том  что научный сотрудник одного из ВУЗов Москвы  и ее дочь студентка (отца уже два года как не было в живых)  могли совершенно спокойно , не впроголодь отнюдь, в конце 80-х прожить на  зарплату + степендию, но это тоже отдельный разговор. 
Но я повторю, это был ТРЕТИЙ  курс , не первый. Человек должен понимать , чем именно  ( см. физика большая)  будет заниматься - магнетизмом или оптикой, или вообще квантовой механикой, как это можно решить,  придя 1-го сентября на первый курс? 
 
Хорошо, это фундаментальная наука, а технические ВУЗы, где студенты должны учиться конструировать самолеты или управлять ядерными реакторами, для них в чем  глубокий смысл подработки на кафедрах в ВУЗе, они от этого лучше будущую специальность освоят? Ой ли...

Так что если мы настаиваем на тотальной подработке  студентов на младших курсах,  то тогда дневное обучение проще вообще отменить, оставить вечернее для максимально  выносливых и заочное для особо желающих.  Только тогда чур не обижаться если как в  том стишке получится "И диагноз был неверный, И рецепт неточный... Терапевт кончал вечерний, А фармацевт - заочный. " 

Вот о чем бы, по моему мнению,  нашим реформаторам задуматься - это о восстановлении в разумном виде системы распределения студентов, чтоб отучившись люди по краней мере  несколько лет работали бы по специальности. Не нужно столько специалистов в данной области?  Тогда,  увы - значит другого пути, кроме как сокращение числа учащихся нет, нечего тратить ресурсы на обучение ненужных специалистов (жестко, неприятно,  но хотя бы осмысленно).   Но это еще одна очень длинная и грустная тема для размышлений и дискуссий...

Уже где-то видела, что, мол,  заявление вырвано из контекста. не так его, бедного,  поняли. Ничего подобного, я не поленилась, нашла полный текст, можете убедиться сами, оно там ближе к концу, причем  не как ответна вопрос - спросить, "а не  отмените ли вы степендии в  ВУЗах" видимо, никому не пришло в голову. Декларация, простите, больше напомпинающая вброс,  была вполне намеренной.

Вопрос о целях таких заявлений лично для меня остается загадкой. Все что угодно - от пиара на последующем обещании "старших товарищей" этого не делать, намеренного раскачивания лодки (зачем не знаю,  не спрашивайте), до банальных  жадности  и  тупизма помноженных  на вседозволенность власть имущих (совсем как на картинке в одном из комментов вот к этому посту http://alliruk.livejournal.com/342076.html - прошу прощения, там мат, но лично у меня цензурных слов уже не осталось .

Про то, что даже эта "смешная"  степендия для многих  семей не так уж и смешна - об этом я говорить не хочу, за очевидностью - и, пожалуйста,  не надо мне тут рассказывать что-то вроде "если ты не можешь заработать хотя бы 30-40 т.р. на "достойное" прожитие себе и чаду,  то пойди и сдохни  твоему ребенку в ВУЗЕ делать нечего".  У меня на этот счет свое мнение,  и люди продолжающие за "стыдные  копейки" добросовестно делать свое дело, которому их учили,   не кажутся мне идиотами.  

В  качестве бонуса дочитавшим все это до конца -  ссылка на  неофициальный портал студентов и выпускников МИФИ -  прочтите,  это реальная ситуация в российском образовании в не самом плохом  ВУЗе страны ( у меня много коллег оттуда, я с их слов могу   судить, что написанное соответствует реальности, увы) .  Все это было бы смешно , когда бы не было так грустно...
 
Что делать-то будем ( и есть ли шанс вообще с  этим что-то сделать)?  Вопрос к тем, кто  сам учит, таких тут не так много, но есть, к тем ,  у кого учится в ВУЗах сейчас  или будут учиться дети ( а может быть и внуки)?  
  

PS... На Солнце так и сохраняется тишина, несколько малюсеньких вспышек за неделю и все,  что -то все больше это начинает походить на аномалию, ведь даже с последнего , опять-таки аномального всплеска активности  в декабре 2006 прошло уже 4 года, пора бы уже Солнцу просыпаться...



Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)