Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Пятая телерамма: Прогресс-Восток

Среда, 29 Декабрь, 16:12, antarctic_2010.livejournal.com


Продолжаем выкладывать сообщения Алексея Екайкина: сейчас он уже добрался до станции Восток, а эту заметку писал на станции Прогресс. (Предыдущиая здесь)






26 декабря, воскресенье

Третий день стоим возле станции Прогресс. Погода шикарная: легкий морозец, штиль, солнце жарит. Народ, не занятый на работах, выползает на палубы загорать. Вокруг красотища - айсберги самых причудливых форм, купол Антарктиды блестит на солнце, снуют любопытные пингвины и жадные поморники, выискивая, чем бы поживиться.

24 числа вечером, когда до Прогресса оставалось еще 23 километра, вошли в зону сплошного припайного льда. А нужно было приблизиться к берегу минимум на 2 км, чтобы протянуть от корабля топливные шланги и закачать соляру в станционные ёмкости. «Федоров» принялся пробиваться через припай. Выглядит это так: корабль на полном ходу врубается в лед (от чего по всему его корпусу проходит дрожь, словно при землетрясении) и пробивает канал длиной в несколько десятков метров. Потом метров 200 сдает задним ходом, снова включает «полный вперед», пробивает еще несколько десятков метров, и т.д.
Одновременно, чтобы не терять время, один из вертолетов начал возить людей, личные вещи, легкие грузы и научное оборудование с корабля на Прогресс. Второй вертолет временно вышел из строя, какие-то неполадки с движком.

25 декабря состоялся первый рейс самолета с Прогресса на Восток. Улетели 8 человек, в том числе двое из моей каюты. Первой партией обычно летят новички (за состоянием которых несколько дней необходимо следить и, если они не смогут адаптироваться, вывозить обратно) и те зимовщики, которым нужно перенимать дела у предыдущей смены.

В ночь на 26 декабря корабль, наконец, подошел на положенные 2 км к берегу. 20 км преодолел за 1,5 суток, т.е. средняя скорость была около 500 метров в час. Начались работы по выгрузке больших грузов: корабельными кранами их вынимают из трюмов и ставят прямо на лед, а оттуда на станцию возят вертолетами. Выгрузили и «аннушку» - самолет АН-2, который будет работать на базе геологов «Дружная», расположенной неподалеку.

26 декабря полетов на Восток не было - пилоты налетали норму, и им полагаются сутки отдыха. Пока они отдыхали, я успел немного потоптать Антарктиду: отвез на ВПП (взлетную полосу) Прогресса свое гляциологическое оборудование, которое полетит со мной на Восток следующим рейсом.

Вертолет КА-32 - небольшой, но мощный, поднимает 5 тонн. Внутри тесно, как в «Газели», поэтому грузы он возит в основном на подвеске. Аэродром Прогресса расположен в 5 км от станции на плоском участке ледникового склона. Поскольку на снег вертолет предпочитает не садиться, то по прибытии на точку он лишь касается колесами земли, но винты работают на полную мощность. Люди выскакивают из вертака и начинают его разгружать, а кто-то один бежит отцеплять подвеску. Потом накрывают своими телами вещи, чтобы их потоком воздуха от лопастей не разбросало, и вертолет улетает.

Пару слов о станции Прогресс. Когда-то это была небольшая геологическая база, а теперь будет главной российской станцией в Антарктиде. Вот уже 4-й год отсюда ходят транспортные санно-гусеничные походы и летают самолеты на станцию Восток. Совсем скоро будет достроен новый жилой комплекс взамен нынешних, морально (да и физически) устаревших станционных построек.

По соседству, всего в километре, среди скал приютилась китайская станция Жонг-Шан. Оазис, в котором расположен Прогресс, называется «Холмы Ларсеманн» - это одно из самых живописных мест в Антарктиде, где я бывал. В марте этого года я исходил его вдоль и поперек - когда вернусь домой, непременно об этом расскажу и выложу фото.

Дописываю этот репортаж 27 числа, в самолете по дороге на Восток. Канадский самолет БТ-67 («Баслер») - небольшая машина (длиной метров 15, и такой же размах крыльев) на лыжно-колесном шасси. На борт берет около 1700 кг груза. Скорость - около 350 км/час, так что путь до Востока в 1400 км занимает у него 4,5 часа. Пилоты - тоже канадцы, симпатичные улыбчивые парни, некоторые из них летают в Антарктиду уже не в первый раз. Сейчас идем на высоте около 4000 метров. Поскольку самолет не герметичный, постепенно накатывает горная болезнь.

Корабельная часть моей экспедиции закончена, ждите следующего рассказа из центральной Антарктиды!

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)