Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Не беда, что холода. Судоходные маршруты ХХI века проложат в Арктике

Saturday, 03 June, 17:06, poisknews.ru
“Человеческое измерение, человеческий капитал, формирование комфортной среды для жизни, учебы, создания семьи – это основное. Если не будет в Арктике человека, будет сложно рассчитывать на эффективное, умное, успешное освоение этого важного для стратегических интересов страны региона”. Так сформулировал главную идею дискуссии о будущем посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов, выступая на конференции POLAR 2023, которая прошла в Санкт-Петербурге, на площадке Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Форум был приурочен ко Дню полярника. Обсуждаемые темы касались перспектив освоения Арктики – самого сурового региона планеты. С изменением климата он постепенно освобождается ото льда, а его природные богатства и транспортные маршруты становятся все нужнее для человека. Возрастает роль Арктики и в международных отношениях: здесь проходит самый короткий морской маршрут из Азии в Европу. Арктика становится перспективным направлением стратегического развития нашей страны. Участники форума собрались в ААНИИ потому, что это – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Коллектив института проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах государства и бизнеса. За 100 лет существования его специалисты организовали около 1100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. Как будет развиваться арктическое судоходство XXI века в контексте климатических вызовов и технологических инноваций? Каковы первые результаты экспедиции «Северный полюс-41»? Российский шельф: какова будет его портовая инфраструктура? Эти и другие вопросы обсудили ведущие эксперты, представители федеральных органов власти, науки и крупного бизнеса, принявшие участие в научно-деловой конференции. Партнерами по ее организации выступили Проектный офиса развития Арктики и Северо-Восточной федеральный университет им. М.К.Аммосова. На стратегической сессии «Адаптация к климатическим изменениям в Арктике» профессионалы оценили готовность инфраструктуры и флота к увеличению активности судоходства в арктических морях и предложили пути для повышения его безопасности и экономической эффективности. Они представили проекты, связанные с контролем экологической ситуации в акватории Северного морского пути (СМП). В дискуссии приняли участие: директор ААНИИ доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин, руководитель проекта от «Объединенной судостроительной корпорации» Дмитрий Клешнев, начальник управления ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Роман Ершов, советник генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий, генеральный директор АО «Невское ПКБ» Сергей Орлов, депутат Госдумы, член Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Погорелый и другие. Николай Корчунов сообщил, что все долгосрочные проекты в Арктической зоне РФ уже при планировании и концептуальной подготовке учитывают климатические изменения. А вот по тем, что реализовывались 30-40 лет назад, возникают определенные риски, которые нужно иметь в виду. Для этого, по словам дипломата, предпринимается немало мер со стороны регионов, госкомпаний, по линии Росгидромета реализуется система мониторинга мерзлоты. Это позволяет адаптировать жизнедеятельность в высоких широтах к климатическим изменениям. Среди главных итогов председательства РФ в Арктическом Совете Николай Викторович указал, что Программа председательства России в Арктическом совете выполнена в полном объеме. Поставленные руководством страны задачи, которые базируются на положения Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, также выполнены, начаты работы над повышением взаимодействия Арктического совета с Арктическим экономическим советом, а также в поддержку коренных народов Севера. Как рассказал Роман Ершов, обширная сеть российских полярных метеорологических станций нуждается в модернизации. Это создает вызовы для развития научных и коммерческих проектов в регионе. По словам ученого, сегодня российские компании пытаются наладить производство различного оборудования, необходимого для мониторинга ледовой и климатической обстановки в Арктике. Исследовательские организации, в том числе ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», активно тестируют поставляемые им образцы. Но по многим направлениям еще остаются позиции, требующие качественных решений, способных заместить зарубежную продукцию. Александр Макаров рассказал о создании национальной системы мониторинга многолетней мерзлоты и модернизации прогностической системы «Север». Он также отметил, что природные процессы не упрощаются, а усложняются. Требуется все больше усилий, чтобы получать данные о происходящем в ледовой обстановке и адаптироваться к переменам. Постоянно возникают проблемы, связанные с содержанием научной инфраструктуры в Арктической зоне на берегу и в море. Александр Макаров напомнил, что руководством страны поставлена задача организации круглогодичной навигации по Северному морскому пути в восточном направлении. Сегодня судоходство в зимний период осуществляется только в Карском море. Поставлена задача к 2025 году перейти на зимнее плавание в морях Лаптева, Восточно-Сибирском и Чукотском. Причем, добавил ученый, изменились и сами суда. Никогда ранее такие крупные не ходили по СМП. Все это требует уточнения прогнозов, технологических подходов. По словам генерального директора ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александра Бенгерта, более 2 миллионов кв. км водного пространства и прилегающей территории Арктики сегодня не исследованы с достаточной степенью точности. Это также создает сложности в развитии судоходства по СМП. “Все, что касается вопросов безопасности мореплавания, зависит от средств навигационной обстановки, качества промеров, поиска правильных и безопасных маршрутов”, – пояснил Александр Бенгерт. И добавил, что текущие мощности и объем заказов, связанные с изучением водных пространств Арктики для обеспечения судоходства, позволяют исследовать только около 50-60 тысяч кв. км в год. С учетом динамичности процессов в регионе исследования нужно будет проводить вновь и вновь. Для этого необходима значительная модернизация исследовательского флота, подчеркнул ученый. По его словам, существенное обновление флота и оборудования ведется с 2019 года. Сегодня выполнено около половины запланированных по этой части работ. Научные и коммерческие учреждения из стран Европы и Северной Америки регулярно сокращают объем передаваемых российским коллегам данных, связанных с обстановкой в арктических морях. Частично компенсировать потери от ограничений на обмен информацией должна единая цифровая платформа сервисов Северного морского пути (СМП), рассказал заместитель директора Дирекции Северного морского пути ГК «Рос­атом» Максим Кулинко. “Сегодня проходит регулярное отключение россиян от различных источников данных, которые предоставляли американцы, европейцы. Речь идет и о спутниковых данных, и о данных, получаемых метеостанциями, – отметил он. – Это радиолокационная картинка. Над Арктикой очень большая облачность, и оптические спутники никакой картинки не дают. А нам нужно видеть ледовую обстановку, видеть ветер, подводные течения, дрейфы льда и другие параметры. Поэтому задача – получить как можно больше данных, чтобы обеспечить капитана информацией для безопасной проводки судна по Севморпути. Если капитаны российских судов оказываются «слепыми» и «глухими», особенно в восточной зоне СМП, то как при этом обеспечить судоходство? Правительство поручило «Рос­атому» создать цифровую систему, которую еще называют «ледовым навигатором» Севморпути”. Как сообщил Максим Кулинко, она должна быть введена в эксплуатацию в конце 2024 года – начале 2025-го. Платформа объединит десяток сервисов с широким профилем данных: от ледовой обстановки до загруженности портов на СМП. В конечном счете благодаря ей любой участник движения на СМП сможет получать с планшета доступ к широкому спектру данных и, исходя из них, принимать решения для безопасного судоходства. По словам представителя «Рос­атома», в перспективе систему необходимо будет максимально расширять, объединяя цифровую платформу ГК с различными массивами данных, которые собирают научные учреждения, коммерческие компании. Сегодня важная информация по Арктике в целом и по СМП в частности сильно разрознена и не аккумулирована в одних руках. Также «Росатом» планирует активное внедрение беспилотных летательных аппаратов, оснащенных камерами и локаторами, снабжать суда бортовыми измерительными комплексами, которые в месте нахождения судна смогут измерять толщину льда и сжатие судоходного канала за ледоколом. Это позволит компенсировать недостаток информации, получаемой ранее от иностранных спутниковых группировок. На круглом столе «Развитие устойчивого арктического судоходства» разговор углубился в научно-практическую составляющую проектов. Заведующий отделом ФГБУ «ААНИИ» Генрих Алексеев рассказал об особенностях проявления глобального потепления в Арктике. Ученый отметил, что сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году не произойдет. Объем льда сократится из-за уменьшения его толщины. На 2030-2050 годы придется фаза понижения температуры воздуха (в ходе 70-летнего колебания), поэтому ледовые условия в арктических морях в целом изменятся не столь значительно по сравнению с современными. Заведующий отделом ФГБУ ­«ААНИИ» Евгений Миронов дал ледовые прогнозы для обеспечения круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути, подчеркнув, что новые вызовы требуют улучшения качества и оперативности специализированного гидрометеорологического обеспечения и увеличения ассортимента услуг при планируемом увеличении грузопотока по СМП до 80 миллионов тонн до 2024 года. Необходимы ледовые прогнозы разной заблаговременности и высокого качества. В выступлении начальника Центра ледовой и гидрометеорологической информации (центра «Север») ААНИИ Сергея Бресткина отмечалось, что при обеспечении зимней навигации в восточном районе СМП абсолютно необходим системный подход: все элементы обеспечения (ледоколы, суда, гидрометеорология, гидрография, порты, спутниковая информация, связь) должны быть сбалансированы и строго увязаны между собой. Между тем пока что масштабы расходов на развитие элементов системы не сбалансированы, размеры ледоколов и судов для зимнего плавания на Восток не соотнесены между собой (ледоколы маленькие, суда огромные), из-за чего ледокольная проводка становится малоэффективной. Группировка спутников ДЗЗ находится в плачевном состоянии. Отсутствуют картирующие радиолокационные спутники, притом что в прошлом веке они были (система «Океан»). Модернизация системы «Север» началась с задержкой от первоначального плана на три года, а с января 2022-го была приостановлена. Представитель Научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии «Планета» Артем Максимов пообещал, что спутники будут, и рассказал, какие. Далее выступавшие говорили о проблемах, и их, как оказалось, очень много. Из положительных впечатлений были первые результаты работы экспедиции «Северный полюс-41». Участники подчеркивали, что будущее зависит от того, насколько эффективно строится совместная работа сегодня. Арктика – территория будущего, поэтому конференция также стала площадкой для привлечения молодежи. Обучающиеся в профильных образовательных учреждениях встретились с работниками дрейфующих станций и были торжественно приняты в юные полярники. Были подведены итоги конкурса «Арктика в науке». В 2023 году участие в конференции приняли порядка 500 человек. Предполагается, что она станет регулярной и в 2024 году будет посвящена проблемам уже Южного полюса. Андрей Субботин The post Не беда, что холода. Судоходные маршруты ХХI века проложат в Арктике appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)